Все о пенсиях в России

14:18Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

13:22Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

вчераНа индексацию страховых пенсий в 2025 году направят более 700 миллиардов рублей

Законодатели хотят притормозить велокурьеров

Навести порядок с доставщиками планируют на всех уровнях: от федерального до регионального

Законодатели хотят притормозить велокурьеров
  © Тимур Ханов/ПГ

Велокурьеров в России предлагают обязать получать водительские удостоверения и покупать гражданскую страховку для возмещения вреда третьим лицам. Это, как удалось выяснить «Парламентской газете», лишь малая часть из тех инициатив и законопроектов, которые прямо сейчас находятся на стадии разработки или рассмотрения на всех уровнях — от местного до федерального. Цель у них одна — вернуть пешеходам тротуары и хоть как-то навести порядок среди доставщиков, чтобы они соблюдали правила дорожного движения и не мешали остальным его участникам. Как именно это планируется сделать — читайте в нашем материале.

Больше, быстрее, опаснее

Жалобы на курьеров, рассекающих по городам на электрических велосипедах, в последнее время звучат все чаще и чаще. Люди в узнаваемой форме регулярно ездят на красный, гоняют по тротуарам, пугая пешеходов и задевая их массивными ящиками с товаром, опасно маневрируют на перекрестках и во дворах, рискуя поцарапать или побить припаркованные машины. О том, что проблема, что называется, назрела, говорит и статистика. Так, согласно выгрузке данных с сайта МВД, за май 2024 года в России произошло свыше 500 ДТП с участием водителей так называемых средств индивидуальной мобильности. Для сравнения — в апреле их было 371, а в мае прошлого года — 476. Какой именно процент составили происшествия конкретно с участием велокурьеров, не указано, но надо думать, что не такой уж маленький.

Массово пересаживаться на электровелосипеды курьеры начали примерно в 2023 году — именно тогда ряд компаний, включая крупнейшие сервисы доставки, презентовали свои собственные модели и объявили о том, что намерены массово и централизованно оснащать ими сотрудников. О безопасности пешеходов тоже обещали подумать: в частности, заявлялось, что все электровелосипеды будут иметь на борту встроенную интеллектуальную систему управления, которая позволит автоматически ограничивать их скорость до максимальных 25 километров в час в особых зонах или дистанционно, по необходимости.

Однако проблема в том, что даже 25 километров в час при езде по тротуару — не сказать чтобы мало. Залезем в интернет и зайдем на сайт одной из компаний, которая прямо предлагает велосипеды в аренду для работников служб доставки. Откроем технические характеристики модели, обозначенной как «Выбор курьеров»: 27 килограмм веса, металлическая рама, способная выдерживать до 120 килограммов груза. Путем нехитрых расчетов получаем, что при столкновении с человеком такая модель, даже на минимальной скорости, выдаст энергию удара в 400 с лишним джоулей. Для понимания цифр: максимально разрешенная дульная энергия для травматических пистолетов в России — 150 джоулей. То есть есть неиллюзорные шансы, что царапинами и ссадинами такое происшествие не обойдется. Добавим к этому то, что на электровелосипед не нужны права, пользоваться им может любой, не соблюдая при этом даже элементарных норм безопасности (автор этих строк лично видел курьера, который примотал к велосипеду сразу два объемистых ящика для грузов). А еще — резкий рост рынка. Так, по данным сервиса «Авито.Работа», в 2024 году количество объявлений о поиске курьера на колесах выросло в три с половиной раза — на 244 процента.

Московское решение: интеллектуальные велосипеды и единый стандарт работы

Мосгордума в решении проблемы курьеров на электровелосипедах предлагает сделать упор на современные технологии.

«В настоящее время Думой совместно с органами исполнительной власти прорабатывается вопрос об установлении единых правил передвижения на СИМ в парках, иных общественных пространствах и о возможности принятия соответствующего единого нормативного акта, а также последующего введения административной ответственности за их нарушение, — рассказал нашему изданию ее председатель Алексей Шапошников. — Москва является лидером по количеству используемых СИМ и велосипедов, в связи с чем меры, направленные на обеспечение правомерного поведения лиц, управляющих СИМ и велосипедами, имеют для города особую актуальность. Поэтому мы обратились в Правительство России с предложением о внесении ряда изменений в ПДД. В Государственную Думу 22 февраля 2024 года была внесена законодательная инициатива Московской городской Думы по внесению изменений в КоАП РФ. Ключевая идея внесенного законопроекта — ввести в КоАП РФ новый самостоятельный субъект ответственности — «лицо, использующее для передвижения средство индивидуальной мобильности» и предусмотреть административное наказание за ряд правонарушений».

Свои новации готовит и Дептранс Москвы. Так, еще 15 мая ведомство анонсировало в своих соцсетях запуск масштабного проекта по налаживанию работы велокурьеров. В его рамках, например, обещают ввести единый стандарт для работников всех сервисов доставки. Так, к октябрю 2024 года на всех велосипедах появятся индивидуальные идентификационные номера. А к маю 2025-го транспорт курьеров «поумнеет»: ему автоматически будут ограничивать скорость до 25 километров в час, следить за соблюдением скоростных ограничений в медленных зонах и местонахождением каждого курьера.

© Игорь Самохвалов/ПГ

Транспортное средство доставщика должно быть сертифицировано, а также иметь передние и задние тормоза и фары, которые должны быть включены в течение всего дня, а также боковые световозвращатели и звуковой сигнал.

Параллельно будут развивать инфраструктуру: на популярных маршрутах обустроят велодорожки, увеличат количество велопарковок и пересмотрят расположение магазинов-складов, так называемых дарксторов, чтобы сделать его удобнее и для самих курьеров, и для всех остальных участников дорожного движения.

Петербургское решение: полномочия — регионам

Страдают от электровелосипедов и в Северной столице. Депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, председатель постоянной комиссии по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Алексей Цивилев рассказал нашему изданию, что проблема с курьерами там давно уже выбралась за пределы спальных районов и теперь особенно остро ощущается в центре, где ко всем прочим прелестям добавляются еще и исторически очень узкие тротуары, где порой два человека не могут разойтись, не то что пешеход с велосипедистом.

«У нас очень и очень либеральное законодательство по отношению к владельцам и пользователям средств индивидуальной мобильности, — подчеркнул Цивилев. — Еще зимой мы обсуждали с сервисами доставки возможность подписания меморандума о соблюдении ряда требований в отношении курьеров, использующих электровелосипеды. Но это обсуждение, увы, сейчас поставлено на паузу — сервисы отказываются идти нам навстречу по каким-то своим мотивам».

Устав от бесполезных переговоров, петербургские парламентарии решили действовать сверху вниз и сейчас, по словам Алексея Цивилева, готовят масштабный законопроект, который должен охватить все сферы транспорта, которые сегодня по тем или иным причинам остаются в «серой зоне» — от курьерских электровелосипедов до каршеринга и электросамокатов. Главной новацией в нем должно стать право регионов самостоятельно определять, как им следует решать те или иные возникающие на дорогах проблемы: штрафовать, вводить дополнительное регулирование или вовсе запрещать движение для тех или иных категорий транспорта.

«На наш взгляд, централизованное регулирование здесь будет не слишком эффективно, поскольку в таком вопросе необходимо учитывать местную специфику: ситуацию на дорогах, развитость служб доставки и еще множество факторов, — отметил парламентарий. — В первую очередь мы хотим, чтобы эта новая норма распространилась на города федерального значения».

Над законопроектом в Законодательном собрании Санкт-Петербурга будут работать все лето. А презентовать его для рассмотрения и обсуждения намерены в сентябре.

Федеральное решение: страховка, ответственность, опознавательные знаки

Знают о проблеме и в Госдуме. По словам председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослава Нилова, сформировалась она по объективным причинам: спрос на доставку растет, заказов у курьеров становится все больше и больше, вот они вместе с компаниями-сервисами и ищут все новые и новые способы доставлять их как можно быстрее. Законы рынка — и ничего кроме. Тем не менее это, конечно, не значит, что с разгулом электровелосипедистов ничего не надо делать.

«Сейчас у нас в работе находится сразу два законопроекта, которые должны способствовать наведению порядка в этой сфере, — уточнил Нилов. — Во-первых, мы предлагаем ввести ответственность для пользователей так называемых новых средств индивидуальной мобильности за нарушение ПДД. Сейчас законодательство у нас сформировано таким образом, что ее практически не существует, — вернее, она есть, но минимальная, как для пешеходов. Этот законопроект мы уже направили на отзыв в Правительство, но ответа пока не получили».

Второй законопроект, по словам Ярослава Нилова, призван минимизировать последствия ЧП.

«На наш взгляд, необходимо обязать сотрудников сервисов доставки, использующих новые средства мобильности, — неважно, трудоустроены они на постоянной основе или работают в качестве ИП или самозанятых, — приобретать гражданскую страховку, обязать их возмещать ущерб, нанесенный третьим лицам. Этот законопроект у нас еще в разработке».

Высылкой мигрантов займется полиция

Свой законопроект разработала и группа депутатов и сенаторов. Один из его авторов, член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин заявил нашему изданию, что предлагаемая ими норма «направлена на повышение эффективности мер по предупреждению и пресечению нарушений Правил дорожного движения лицами, использующими для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистами, к которым в том числе относятся и электрические велосипеды».

«В последнее время работники служб доставки все чаще приобретают электровелосипеды с более мощным электродвигателем или модифицируют их, спиливая педали, что свидетельствует о том, что эти транспортные средства фактически можно отнести к мопедам. Для их управления в этом случае требуется водительское разрешение категории М, шлем, а также оснащение фарами, стоп-сигналами и поворотниками, — подчеркнул сенатор. — Считаю важным, чтобы компании, предоставляющие услуги курьеров, проверяли соответствие транспортных средств, на которых работают их сотрудники. Необходимо проверять транспорт курьеров по аналогии с крупными сервисами такси, когда требуется предоставить фотографии, технические характеристики перед началом поездки».

Взгляд со стороны: а нужно ли регулирование?

С тем, что для наведения порядка среди велокурьеров нужно отдельно законодательное регулирование, впрочем, согласны не все. Так, эксперт рабочей группы при Правительстве России по «регуляторной гильотине» законодательства в сфере безопасности дорожного движения Дмитрий Попов в беседе с нашим изданием указал на то, что велосипеды — в том числе с электродвигателями — и так упоминаются в Правилах дорожного движения, где совершенно ясно сказано, что передвигаться на них можно только либо по проезжей части (по специально выделенным полосам), либо по велодорожкам. Выезд же на тротуар допускается, если по маршруту велосипедиста нет ни того ни другого.

«Дальше уже вопрос исключительно политической воли и доступных ресурсов, — подчеркнул собеседник издания. — К примеру, в Петербурге месяца полтора-два назад начальник местного ГУ МВД Роман Плугин санкционировал масштабный рейд по электросамокатчикам. Там даже использовалась статья КоАП о незаконном занятии земельного участка. В итоге порядка шести тысяч самокатов изъяли и увезли, а пыл что кикшеринговых компаний, что самих водителей изрядно поугас. И с курьерами на электровелосипедах, на мой взгляд, можно и нужно сделать то же самое. Нужен четкий и строгий надзор, нужны регулярные штрафы — хотя бы и на 500 рублей. Только тогда ситуацию удастся переломить».

Читайте также:

• Доставка с риском: как бороться с опасной ездой курьеров