За продажу опасного товара маркетплейсы хотят призвать к ответу
Такую возможность, как выяснила «Парламентская газета», уже обсуждают в Госдуме

Для маркетплейсов следует предусмотреть специальный механизм ответственности за продажу товаров, не соответствующих критериям качества и безопасности. Об этом «Парламентской газете» в среду, 23 апреля, сообщил председатель Комитета Госдумы по охране здоровья Сергей Леонов. По словам депутата, сегодня и сами площадки, и работающие на них продавцы к проверке качества продукции зачастую относятся формально — недавняя история с кремами для ухода за кожей, в которых нашли опасный для здоровья бензол, яркое тому подтверждение. Как может работать новый механизм — рассказываем в нашем материале.
Дополнительная ответственность и черный список продавцов
Напомним: ранее Сергей Леонов сообщил, что Роспотребнадзор провел контрольную закупку образцов крема для ухода за кожей Effaclar Duo, который ранее был изъят в США из-за претензий местных властей к его безопасности. Образцы закупались в двух точках: сети «ЕАптека» и на маркетплейсе Wildberries. И если в первом случае крем оказался соответствующим требованиям законодательства, то во втором в его составе обнаружили бензоилпероксид — вещество, которое может распадаться и образовывать потенциально канцерогенный бензол.
В разговоре с «Парламентской газетой» Сергей Леонов отметил, что проблема, которую подсветил этот инцидент, имеет крайне большие масштабы.
«Не секрет, что у нас существует проблема с качеством и безопасностью товаров, которые продаются на различных онлайн-площадках, — пояснил парламентарий. — Прежде всего это касается товаров, относящихся к категории медицинских, уходовых и пищевых».
Сергей Леонов подчеркнул, что существующих мер контроля зачастую оказывается недостаточно.
«На мой взгляд, очень часто на маркетплейсах к проверке качества товара и сопутствующим документам относятся формально, — рассказал собеседник издания. — То есть продавец обязан подгрузить документ, подтверждающий соответствие его продукции требованиям, — он его подгружает. А вот что это за документ, насколько он исчерпывающий, подлинный ли он вообще — эти вопросы уже мало кого заботят».

Вместе с тем Сергей Леонов отметил, что маркетплейсы трудно уличить в осознанном несоблюдении законодательства: когда случаются инциденты вроде инцидента с кремом, содержащим бензол, они оперативно устраняют нарушения.
«Буквально на днях была история с продажей тату-машинок, которые, как оказалось, покупали дети, — рассказал парламентарий. — После того как на нее обратили внимание СМИ и профильные органы, маркетплейсы сразу же перенесли эти устройства в категорию товаров «18+». То есть нельзя сказать, что там совсем уж анархия царит. И все же, как мне видится, тех механизмов контроля, которые есть сейчас, недостаточно».
Решением, по словам Сергея Леонова, могло бы стать формирование новой меры ответственности для маркетплейсов за торговлю контрафактными или потенциально опасными товарами.
«В какой форме эта ответственность будет установлена — вопрос пока открытый, — уточнил председатель комитета. — Но она должна быть совершенно точно. Если вам, скажем, в магазине продали просроченный продукт — вы будете разбираться с магазином. А уже магазин — с тем, кто его изготовил, закупил и привез. И не очень понятно, почему у нас маркетплейсов эта система не касается».
«На пороге комплексного регулирования»
Сергей Леонов предложил также сформировать единый список продавцов, уличенных в продаже потенциально опасных товаров. Он может стать для них своего рода волчьим билетом: чтобы в случае блокировки на одной торговой интернет-площадке они не могли перебраться на другую и продолжить торговлю.
Как отметил в разговоре с «Парламентской газетой» заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике Артем Кирьянов, контролировать маркетплейсы на законодательном уровне действительно нужно. Но не в разрезе отдельных аспектов их деятельности, а комплексно.

«Сегодня мы в Госдуме ждем внесения правительственного законопроекта о платформенной экономике, который как раз и призван дать комплексную настройку явлениям, уже существующим в экономике, но пока не получившим должного регулирования — в том числе маркетплейсам, — уточнил Кирьянов. — Так что, я думаю, мы как раз на пороге начала комплексного регулирования, и нам предстоят очень серьезные дискуссии и обсуждения — в том числе, конечно, с представителями самой отрасли и их партнерами».
Артем Кирьянов уточнил также, что точных сроков внесения законопроекта пока нет, однако это случится «в ближайшем будущем» — и речь точно не идет о месяцах.
«Я могу сказать, что инициатива находится в высокой степени готовности», — заключил парламентарий.

Ещё материалы: Сергей Леонов , Артём Кирьянов