В Крым по короткой дороге

Что увидел корреспондент «Парламентской газеты», проехав по сухопутному коридору, связывающему полуостров с остальной территорией России

18:00  Автор: Александр Мащенко

В Крым по короткой дороге
На руинах «Азовстали» © Алексей Васильев/ПГ

Еще не забрезжил рассвет, а мы уже мчались из Симферополя на север — в так называемые «новые», а на самом деле старые российские регионы — Херсонскую и Запорожскую области и республики Донбасса. Те, кто думает, что они были оккупированы Россией в ходе специальной военной операции на Украине, просто не знают истории.

У нас одна судьба

У Крыма и Новороссии — одна историческая судьба. Александровск (Запорожье), Екатеринослав (Днепропетровск), Херсон, Николаев, Одесса, Мариуполь, Мелитополь, Бердянск, Симферополь, Севастополь основаны в один и тот же период: в последней трети XVIII — начале XIX века в ходе поступательного продвижения России на юг. Херсонская и Запорожская области и республики Донбасса — такая же российская земля, как и Крым. Их возвращение— судьбоносные события, которые войдут в историю России, Европы, мира, и мы хотим своими глазами посмотреть, как идет там сейчас жизнь.

Цифры — 630 километров — от Симферополя до Ростова-на-Дону через новые регионы,
— 710 километров — от Симферополя до Ростова-на-Дону через Крымский мост,
— 500 тысяч туристов примут в этом году курорты Новороссии.

Год назад, когда я в последний раз ездил из Крыма в старые новые регионы, навстречу мне тащили и тащили на ремонт наши танки и бэтээры. Сейчас — ничего подобного; чувствуется, что ситуация на фронте постепенно меняется в нашу пользу. Несмотря на то что Херсонская область теперь часть России, режим перехода через границу на автомобильном пункте пропуска «Джанкой» сохраняется прежний — с паспортным контролем и проверкой машин. Причиной тому — безопасность: в Херсонской области, как и на территории всех остальных новых регионов, по-прежнему идут боевые действия.

Из Крыма очереди нет, мы проходим все формальности за считаные секунды. Утреннее солнце скользит по мерцающим солью водам Сиваша. Разницу между украинскими и российскими временами можно почувствовать сразу, не выходя из машины. Впереди вьется новая автомобильная трасса — через Мелитополь, Бердянск и Мариуполь до самого Ростова. Главная транспортная артерия огромного макрорегиона. При Украине здесь были одни ухабы.

Среди прочего, этот маршрут — еще и отличный альтернативный способ добраться на полуостров. Ничем не хуже и при этом короче, чем через Крымский мост. Кроме того, по секрету — пока без камер фиксации скорости. На въезде и выезде из городов стоят блокпосты, но относятся там к автомобилистам доброжелательно. Максимум попросят показать паспорт и спросят, откуда-куда держите путь. Мы держим его в Бердянск.

Российскому солдату — освободителю

В центре города нас встречает, весь в бронзе, генерал-губернатор Новороссии Михаил Воронцов. Он основал этот старинный русский город в 1827 году. России нужен был удобный порт для экспорта пшеницы из Приазовья. По поручению генерал-губернатора, капитан Николай Критский, исследовав побережье, рекомендовал для основания порта Бердянскую косу. По оценке Критского, в Азово-Черноморском регионе бердянская гавань уступала только севастопольской.

«Порт и сегодня играет одну из ключевых ролей в экономике города и Запорожского региона в целом. Это морские ворота области. На сегодня основной груз, который вывозится через порт, — это зерно. В прошлом году было переработано 225 тысяч тонн. В этом — планируется удвоить грузопоток», — рассказал «Парламентской газете» глава Бердянска Александр Сауленко. Кроме того, в планах — возрождение морских пассажирских перевозок. При СССР из Бердянска морем можно было добраться и в Крым — до Керчи, Севастополя и Евпатории, и на Кавказ. А президент Федерации парусного спорта города Кирилл Койнов, на яхте которого мы осматривали Бердянскую косу, видит будущее региона еще и в развитии этой сферы, особенно учитывая, что сегодня в Крыму, в Балаклаве ударными темпами строится суперсовременная марина.

О прошлом региона нам рассказала заведующая Бердянским краеведческим музеем Тамила Клименко. Отдельный стенд в музее называется «От декоммунизации до денацификации» и повествует о новейшей истории Новороссии — от событий на Киевском майдане в 2013 году до СВО.

В Бердянске гремели залпы всех наших главных войн последних столетий — Крымской, Гражданской, Великой Отечественной. Подвиг воинов Великой Отечественной увековечен в монументе морякам-десантникам Азовской военной флотилии, которые погибли за освобождение города от немецко-фашистских захватчиков в сентябре 1943 года. А рядом с ним установлен другой, современный памятник — воинам 136-й Гвардейской отдельной Уманско-берлинской мотострелковой бригады, павшим в ходе специальной военной операции. Неподалеку, тоже в центре города, в 2022 году установили закладной камень, на месте которого вскоре будет открыт памятник российскому солдату-освободителю.

В Севастополе опаснее

Современный Бердянск — не только город-порт, но и курортная столица Запорожской области и всей Новороссии. Несмотря на то что в сотне километров отсюда идут боевые действия, пляжи не пустуют. Едут в основном привыкшие жители Донецкой и Луганской народных республик, но все чаще и чаще рядом с ними плещутся в теплом Азовском море москвичи, петербуржцы, ростовчане, воронежцы.

Отдых здесь заметно дешевле, чем в Крыму, не говоря уже о Сочи. Но есть и исключения. Баннер на одном из пляжей на Бердянской косе предупреждает: «Граждане ЕС, Великобритании, США обслуживаются по двойному тарифу». И добавляет: «Представители ЛГБТ сообщества, а также приравненные к ним граждане прибалтийских стран идут на три буквы бесплатно и могут заплывать за буйки!»

Что касается безопасности, то некоторый риск, конечно, есть, но в том же Севастополе сейчас куда опаснее, чем в Бердянске или соседнем Приморске. «Бердянск был освобожден Российской армией 27 февраля 2022 года практически без единого выстрела. В этом плане городу очень повезло. Впоследствии ВСУ предпринимали попытки нанесения ударов по городу с помощью английских ракет и дронов. Были попадания по порту, по промышленной зоне, в 2023 году был прилет даже в курортной зоне, но, спасибо российской ПВО, на сегодня практически все ракеты и дроны сбиваются. Попытки ударить по городу киевский режим периодически предпринимает, но в основном безуспешные. Так что в целом ситуация в Бердянске безопасная», — рассказал Александр Сауленко.

Кресло желаний

Главным памятником Бердянска я считаю… «кресло желаний». Наш экскурсовод Виктория в июле 2022 года с мужем и полуторагодовалым сыном вырвалась по гуманитарному коридору из Торецка на нашу сторону. Спрашиваю у нее, почему не в Киев, не во Львов, не в Польшу какую-нибудь. Отвечает: потому что я русская, мой родной язык русский, и нигде, кроме России, я себя не вижу. В «кресле желаний» она загадывает, чтобы быстрее закончилась спецоперация — нашей победой.

Дни освобождения городов Новороссии и Донбасса от украинских войск — 27 февраля 2022 года — Бердянск,
— 1 марта 2022 года — Мелитополь,
— 20 мая 2022 года — Мариуполь.

А мы собираемся в город, которому повезло куда меньше, чем Бердянску, — в Мариуполь. Оттуда родом депутат Законодательного собрания Запорожской области Евгений Данно. Почти месяц после начала СВО Евгений с семьей просидел в подвале своей пятиэтажки на проспекте Нахимова в Мариуполе. Потом перебрался в освобожденный Бердянск. «Никаких сомнений в том, что будущее Донбасса и Новороссии — в России, у меня никогда не было, — сказал Евгений. — Посмотрите, сколько всего уже сделано, несмотря на то что продолжаются боевые действия. Чего стоят только новые дороги. Сегодня каждый, от пенсионера до предпринимателя, чувствует поддержку большого сильного государства — то, чего вообще не было при Украине, где люди были предоставлены сами себе».

Переехав в Бердянск, Евгений Данно не забывает о родном городе. На железобетонных плитах, которые изготавливает его завод, красноречивые надписи: «Мариуполю от Бердянска».

Из Бердянска до Мариуполя — восемьдесят километров. Это самый большой город, освобожденный в ходе СВО. До начала боевых действий его население составляло более 400 тысяч человек. Битва за Мариуполь длилась три месяца и завершилась сдачей в плен двух тысяч боевиков 20 мая 2022 года.

Потемкин одобрил бы: Российское историческое общество открывает отделение в Херсонской области

Главная стройка России

Мы стоим на руинах «Азовстали» — огромного металлургического комбината, взятие которого стало последней точкой в освобождении города. Вокруг развалины производственных корпусов, тысячи тонн искореженного металла. И памятник освободителям города — солдатам Великой Отечественной войны с надписью: «Подвиг никогда не умирает, в памяти хранит его народ». Уверен, пройдет совсем немного времени, и где-то рядом появится еще один монумент — освободителям Мариуполя в ходе СВО. Пока же в городе воинской славы ударными темпами возводятся новые жилые дома — пожалуй, сегодня это главная стройка России.

На руинах «Азовстали». © Алексей Васильев/ПГ

Генеральный директор одной из строительных компаний Виктор Гончарук родом из Донецка. Окончил среднюю школу в 2014 году — том самом, когда началась история сопротивления Донбасса. С 2015 по 2017 год служил в ополчении Донецкой Народной Республики. Член байк-клуба легендарного батальона «Пятнашка» Ахры «Абхаза» Авидзбы. В Мариуполе — с первых дней освобождения города. Напоминанием об этом вмятина на внедорожнике Виктора — «зацепился» с бэтээром. Говорит: не видел в Мариуполе ни одного неповрежденного дома. А раз он не видел, значит, такого и нет.

Мариуполь отстраивают, без преувеличения, всей страной. Новые современные дома растут как грибы. Но все равно, по оценке Гончарука, работы впереди еще года на три. Среди тех, кто приехал восстанавливать город, — инженер-строитель из Казахстана Богдан Гаврилов. На строительной площадке он познакомился с Елизаветой Савловой — студенткой одного из местных строительных колледжей и… сделал ей предложение. Свадьба — в августе. Во время взятия Мариуполя Лиза находилась в городе — сначала пряталась в своем доме с родителями, потом, когда он получил повреждения, в соседнем — дядином. Вспоминает об этом, и на глазах выступают слезы. Совет им с Богданом да любовь. Пусть строят родной город, родную страну, собственную семью и судьбу.

За тех, кого больше нет с нами

А нам пора назад, в Крым, который в 2014 году первым проложил путь домой регионам, оказавшимся отрезанными от исторической родины после распада СССР. По пути заезжаем в Мелитополь — нынешнюю столицу Запорожской области. Один из символов этого города — мелитопольская черешня, которую знают далеко за пределами региона. В этом году ее поставляли в Москву, Санкт-Петербург, Воронеж, Ростов-на-Дону и многие другие города России, рассказал депутат Мелитопольского городского совета Антон Лукоянов. У Запорожской и Херсонской областей с их плодородными землями и теплым климатом огромный сельскохозяйственный потенциал, пусть и подорванный за годы «нэзалэжности».

«За десять с лишним лет после воссоединения Крым накопил уникальный опыт интеграции в российское политическое, социально-экономическое, культурно-образовательное пространство, который используется сейчас в Новороссии и в Донбассе, — рассказал депутат Заксобрания Запорожской области Роман Стариков, много лет проработавший на полуострове. — Но, конечно, немало и отличий. Главное из них заключается в том, что возвращение Крыма было бескровным, а в Запорожской области и других регионах, вернувшихся в Россию в ходе спецоперации, до сих пор идут боевые действия. Проблема безопасности — главная, как только она будет полностью решена, Новороссия и Донбасс получат мощный импульс к развитию».

Дата 30 сентября 2022 года Херсонская и Запорожская области и республики Донбасса вошли в состав России.

Напоследок заглядываем в гости к старому знакомому — крымскому журналисту Владу Сергиенко, который перебрался на работу в Запорожскую область через месяц после ее освобождения. Он угощает нас местной самогонкой, настоянной на… сибирских кедровых орехах. Все-таки мы одна страна — от Крыма и Новороссии до Сибири и Дальнего Востока. Третий тост — за тех, кого больше нет с нами…

На обратном пути останавливаемся на трассе купить знаменитых херсонских арбузов. Загрузить их нам помогает житель окрестного села Михалыч — на левом плече у него советская флотская татуировка. Полгода на Балтике, еще два с половиной — на Северном флоте. ДМБ-1989. Как у меня. «Как встретили Россию?» — спрашиваю. «Хорошо, — отвечает. — Вернулись домой».