Студентам расскажут, что наша страна — это отдельная цивилизация
Для предмета «Основы российской государственности» уже написали три учебных пособия
С 1 сентября этого года в вузах появится новый курс «Основы российской государственности». Разрабатывала его межведомственная рабочая группа, объединившая парламентариев, представителей ведомств и научного сообщества, экспертов. Какие темы обсудят со студентами, «Парламентской газете» рассказала заместитель председателя Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Екатерина Алтабаева.
- Каковы итоги этой большой работы?
- В обсуждении на протяжении полутора лет принимали участие представители 562 университетов. Была обсуждена концепция, выделены те базовые университеты и учебные центры, которые уже дальше проводили обучение профессорско-преподавательского состава — тех людей, которые будут преподавать этот курс. Это прежде всего РАНХиГС, МИФИ, МГУ, Университет Лобачевского из Нижнего Новгорода. Всего по России сформировано 11 центров подготовки.
Сейчас разработан содержательный блок, выпущено уже три учебных пособия, записано 18 лекций, то есть эти видеоматериалы преподаватели смогут использовать в учебном процессе.
- Все ли удалось завершить за такой непродолжительный срок?
- Еще, конечно, нужно продолжать готовить профессорско-преподавательский состав. Уже в процессе работы будет понятно, что нужно корректировать в самой концепции. А значит, может быть, через год будут обновлены учебно-методические пособия.
Уже в конце января пройдет публичное подведение итогов первого опыта ведения курса, потому что он будет преподаваться в первом семестре, и посмотрим, как это получится на практике.
- Семестра хватит для освоения программы? Как потом у студентов планируют поддерживать подход к пониманию российской государственности?
- Курс занимает 54 часа. Это совершенно приемлемо, чтобы его преподавать в течение именно одного семестра. С этого учебного года также будут преподавать и обновленный курс «История России» для вузов, для непрофильных специальностей. Конечно, эти курсы в какой-то части пересекаются, содержательно взаимосвязаны.
«Основы российской государственности» в большей степени носят мировоззренческий характер. Это диалоговый курс. Значительное количество часов отводится не столько на лекции, сколько на семинарские занятия, то есть на прямое общение преподавателя со студентами.
И, например, «Историю России» будут преподавать не один, а два семестра. Есть и специальности, где может продолжаться ее изучение. Очень важно, чтобы темы, поднятые на «Основах российской государственности», уже с другим багажом теоретических знаний и практических навыков, студенты продолжали обсуждать и дальше.
И потом, мне кажется, у абитуриентов и студентов уже сформирована гражданская позиция. Но давать ответы на все волнующие вопросы необходимо. В ходе этого курса как раз такой содержательный полноценный разговор должен состояться.
- О чем расскажут студентам?
- Принципиальная позиция самого курса — это то, что Россия — это отдельная самостоятельная цивилизация, и есть принципы, на которых она строится. Во-первых, это цивилизация, которая развивается во времени уже в течение многих сотен лет. Во-вторых, это многообразие нашей российской цивилизации, поскольку это огромные территориальные, природные просторы, климатические, экономические, этнические, конфессиональные особенности. И еще один из принципов — суверенность нашей цивилизации. Очень важно, чтобы молодые люди это понимали.
В основе нашей цивилизации лежат традиционные ценности. Это не некие застывшие понятия. Семья, устойчивые взаимоотношения между близкими людьми, взаимопомощь, доброта, воспитание детей — по своему содержанию это может слегка от времени к времени меняться, но это мощная основа, которая цивилизационно сложилась. И на нынешнем этапе развития мировой цивилизации совершенно очевидно, чем российская отличается, например, от западноевропейской или англосаксонской.
Еще один важный момент — это то, что у России есть фундаментальные достижения в разных областях. Это изобретения, открытия, свершения и в экономике, и в военном деле, и в области образования, науки, всех направлений искусства.
В ходе этого курса будут разбирать, как выглядит на современном этапе российская политическая система, в чем ее особенности, как она складывалась и какими признаками характеризуется сегодня.
Будут говорить, какие вызовы настоящего существуют, как в будущем Россия будет отвечать на них, о перспективах развития страны. Это, я думаю, любого нормального человека сегодня очень интересует, и поэтому у молодых людей такие вопросы возникают. Вместе дискутировать на эти темы, обсуждать их — важная особенность этого курса.
- С какими личностями познакомят студентов?
- Это очень широкий спектр личностей. Во-первых, мы говорим о тех исторических персонах, которые хорошо известны, — о создателях российской государственности начиная от средневековья и заканчивая сегодняшним днем.
Есть имена, которые все время на слуху, например Петр I, Екатерина II. А есть, например, Иван III, о котором ребята слышали, но к поступлению в вуз, возможно, уже не помнят. А ведь создание централизованного российского государства с сегодняшними символами — это как раз Иван III, поэтому такие важные исторические персоны будут упоминать.
Конечно, это будут известные деятели культуры в разных областях, воины, защитники нашего Отечества.
В программе курса упоминается, что обязательно нужно учитывать региональные особенности, когда мы говорим о ярких личностях в истории российской государственности. В каждом субъекте нужно обязательно уделять внимание своим героям.
Будут присутствовать такие имена, как Николай Данилевский, Лев Гумилев, Вадим Цымбурский. Потому что это люди, которые как раз разрабатывали основы цивилизационного подхода, взгляда на развитие самых разных мировых пространств и в том числе российской цивилизации. И мы не уподобляемся Западу, поэтому будем упоминать и зарубежных исследователей.
- Предусмотрена ли дополнительная вариативность для разных регионов?
- Базой для объяснения станет общая история российской государственности. Но рассказать, что такое Россия и в чем ее многообразие, без региональных примеров невозможно.
Мы говорим, как на протяжении многих столетий российская цивилизация становилась на ноги, развивалась и пришла к тем результатам, которые есть сегодня. Со всеми успехами и, конечно, какими-то ошибками и сложностями. Их не нужно ни в коем случае замазывать, и мы не отказываемся от того, чтобы об этом говорить. Чем искреннее и откровеннее, но на высоком уровне квалификации ведется такой разговор, тем скорее он будет содержательным и результативным. И, конечно, говорить об этом мы будем, обязательно приводя в пример многообразие субъектов или каких-то фрагментов того субъекта, которые ребятам понятны.
Потому что изучение российской государственности начинается с понимания того места, где ты живешь или прожил большую часть своей жизни. Это всегда та основа, которая дает возможность получить прочные знания и, главное, убеждения.
Читайте также:
Ещё материалы: Екатерина Алтабаева