Стало известно, какого не желтого цвета будут такси в Петербурге
Депутаты обсуждают закон о перевозках с новыми правилами для рынка извоза
Петербург, как и остальные регионы, должен до 1 сентября 2023 года принять закон о такси. К этому обязывает закон ФЗ-580, принятый в декабре 2022 года. Депутат Заксобрания Алексей Цивилев, посовещавшись с петербургским комтрансом, разработал проект, который обсудили 18 апреля на рабочей группе с представителями крупнейших агрегаторов. Новаций предлагается несколько. Самая спорная — цвет. Депутат и чиновники хотят видеть белые машины с опознавательной желтой полосой. Агрегаторы такси — против.
Разноцветный таксопарк
В проекте закона предлагается установить с 1 сентября для такси Петербурга единую расцветку: основной белый цвет со светоотражающими желтыми полосами шириной 10-15 сантиметров по всей длине боковых поверхностей кузова. Начальник отдела организации пассажирских перевозок городского комитета по транспорту Денис Усанов пояснил, что это правило должно действовать только для новых машин. А переходный период будет установлен в пять лет.
Держатели парков такси оказались не в восторге от этой идеи, хотя многие из них работают и в Москве, где давно действует единый желтый цвет для такси. По словам участников рынка, с этим пунктом могут возникнуть проблемы: если раньше заводы выпускали больше машин с базовым белым цветом, то сейчас, например из Китая, привозят авто разных цветов, без приоритетов в гамме.
Перекрашивать, покрывать пленкой и вносить изменения в ПТС — это траты. В среднем — около 40 тысяч рублей.
Кроме того, услуги такси оказывают самозанятые, которые часто подрабатывают на собственных автомобилях. Им менять расцветку своего личного авто не захочется совсем. Еще один аргумент — такси бизнес-класса, как правило, черного цвета и без опознавательных знаков: пассажиры часто вообще не хотят, чтобы кто-то видел, что они передвигаются именно на такси.
Алексей Цивилев попросил участников сформулировать конкретные предложения в этой части, если они есть. А депутат Наталия Астахова напомнила, что депутаты могут установить и любой другой базовый цвет. Хотя красный «мерседес», по ее мнению, будет выглядеть странно.
Но представитель комтранса засомневался в необходимости менять концепцию: «Это делается для людей. Пять лет — большой переходный период. Единый цвет позволит показать пассажиру, что этот автомобиль безопасен, что у водителя нет судимости, что данные о нем внесены в реестр. Что у оператора есть возможность проверить, сколько времени водитель находится за рулем. Это показатель некоего стандарта перевозок».
Того же мнения придерживается председатель Всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов: «В свое время мы видели машины желтого цвета и понимали, что это такси. Эту традицию хотелось бы сохранить. Хотелось бы и сегодня видеть некие опознавательные знаки. Как этот процесс сделать минимально затратным для перевозчиков — вопрос обсуждений».
Один из вариантов — исключение базового цвета, но обязательное наличие желтой светоотражающей полосы. Ее можно сделать наклейкой, как и «шашечки», которые, как напомнил Алексей Цивилев, станут обязательными по требованию Федерального закона № 580.
Без зазывал, в порядке очереди
В Петербурге думают, как избавиться от зазывал такси в аэропорту Пулково и на вокзалах. Депутаты считают, что эта черта, к тому же часто связанная с действиями мошенников, выставляющих неимоверные цены за проезд, себя изжила. В проекте устанавливается запрет на «живые» предложения соответствующих услуг.
В качестве варианта рассматривается опыт Сочи, где создали электронную очередь на такси. Так, пассажир, заказывающий такси из Пулкова, получит первую машину, которая стоит в очереди в ожидании клиента. Но как вписать этот механизм в проект закона, депутаты пока не придумали.
Горные реки петербургских низин
Из других новаций: в салоне нужно будет размещать информацию о действующих тарифах и о правилах их применения при изменении условий.
Еще с 1 сентября 2023 года экологический класс легкового такси, указанный в ПТС, должен быть не ниже уровня «3» (это большая часть машин после 2005 года выпуска), с 1 сентября 2024 года — не ниже уровня «4» (большая часть машин после 2008 года выпуска), с 1 сентября 2026 года — не ниже уровня «5» (стандарт, введенный в октябре 2008 года).
В законе это не установить, но депутата Алексея Цивилева сильно заботит, что у одного из крупных игроков рынка на сопровождении в качестве такси 50 тысяч машин, а налоги он платит не тут: «Они ездят по Петербургу, разбивают дороги, а налоги агрегаторы платят в бюджет Москвы, а не Петербурга, так как приложения по заказу такси и сами юридические лица зарегистрированы в столице». Он спросил представителей компании о намерениях изменить эту ситуацию хотя бы когда-нибудь, но те так и не ответили.
Пока не нашли отражения в документе и требования к аттестации водителей. Хотя, по мнению депутата Ольги Герасиной, проверка перевозчиков на знание города не повредила бы. Потому что навигатора, по ее словам, порой недостаточно для человека, который не чувствует разницу между петербургской Фонтанкой и какой-нибудь горной рекой.
Читайте также:
• За таксиста без ОСАГО хотят штрафовать агрегатор на 100 тысяч рублей