Вузов может стать меньше
В Госдуме предложили изменить систему госаккредитации высших учебных заведений
За последние четыре года количество государственных вузов сократилось на 17 процентов , а частных — почти в два раза. При этом для оценки многих видов образовательной деятельности критерии так и не выработаны, а количество надзорных ведомств, наоборот, растёт. Участники парламентских слушаний в Государственной Думе предлагают учитывать при аккредитации мнение независимых экспертов и не делить вузы на категории.
Зачем нужна госаккредитация
Понятие «госаккредитация» в системе высшего образования появилось в начале 90-х годов прошлого века, когда наряду с государственными право обучать студентов получили и частные вузы. Тогда все учреждения высшего образования поделили на три категории: институты, академии и университеты. Каждое учреждение проходило процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации.
После принятия в 2013 году поправок в Закон «Об образовании» оценку вузов стали проводить по новым критериям. Сегодня госаккредитацию, которая даёт образовательной организации право на получение бюджетных денег, отсрочку от призыва в армию для студентов и ряд других преимуществ, имеют 480 государственных и 148 частных вузов. Пройти её не могут институты, которые применяют дистанционные формы обучения или открыли непрофильные направления. Нередко лицензию у них отзывают чуть ли не в разгаре учебного года, а студентам приходится доучиваться в других учреждениях. Всё это, констатировали участники парламентских слушаний, организованных Комитетом Госдумы по образованию и науке, создаёт напряжение в обществе. Новость, что Правительство намерено поддержать идею ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова о разделении всех вузов на три уровня: базовый, продвинутый и ведущий - также не вселяет оптимизма в экспертном сообществе.
В Рособрнадзоре призывают не драматизировать ситуацию с закрытием вузов. «От 65 до 75 миллиардов рублей крутилось в секторе, лишённом аккредитации», — привёл аргумент в пользу действующей системы глава службы Сергей Кравцов. По его словам, ведомство в суди выиграло 99 процентов всех дел о лишении аккредитации.
По мнению руководителя Рособрнадзора, эти данные свидетельствуют об объективной в целом оценке деятельности вузов. Для того чтобы разгрузить процесс аккредитации от бюрократических процедур, в ведомстве предлагают перейти на цифровую аккредитацию — когда все необходимые для процедуры документы размещены на сайте вуза, и выстроить систему подготовки государственных экспертов.
Что такое «образовательный колониализм»
Депутаты Госдумы не согласны с тем, что отказ от бумажного документооборота и создание института госэкспертов решат все проблемы в этой области. Так, первый зампред думского Комитета по образованию и науке Олег Смолин призвал при оценке вузов делать упор именно на качественные характеристики. «Современная процедура оценивает качество оформления документов, а не обучения», — отметил он. Если раньше в вузах работало по одному юристу, то теперь юридическое отделение не всегда справляется с подготовкой отчётов, привёл пример парламентарий.
От 65 до 75 миллиардов рублей крутилось в секторе, лишённом аккредитации.
Его коллега по комитету Гаджимет Сафаралиев предложил учитывать при госаккредитации результаты независимой аккредитации, которую проводят профессионально-общественные институты.
Кроме того, далеко не все в Госдуме поддерживают идею разделения вузов на категории. Согласно идее ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова, базовые вузы вместо лекций станут проводить онлайн-курсы, которые подготовят профессора ведущих университетов. «В Сибири эту новацию оценивают как образовательный колониализм», — привёл сравнение депутат от Омска Смолин.
По его мнению, деление организаций высшего образования исключает конкуренцию в отрасли. «Онлайн-курсы нужны, но почему их только ведущие вузы должны разрабатывать? Откуда ложное представление, что приличные профессора только в этих вузах?» — задаётся вопросом первый замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке.
Опасения депутатов разделяют и представители отраслевых вузов. Согласно нынешней системе оценки вузов, они уже попали в категорию «отстающих». При ужесточении критериев оценки такие вузы, по мнению директора департамента Минтранса Константина Пашкова, вообще окажутся на грани закрытия.
«У нас другой входной критерий. Мы собираем детей из деревень и ребёнка оцениваем не по ЕГЭ, а на выходе, кто закончил и куда конкретно пошёл работать», — подчеркнул представитель Минтранса. С такими же проблемами сталкиваются и другие отраслевые вузы, где готовят узких специалистов для конкретной сферы, а наука имеет прикладное значение.
Решить эту проблему, по мнению участников парламентских слушаний, поможет дифференцированный подход при аккредитации и лицензирования институтов. Среди других предложений, которые по итогам слушаний будут направлены Правительству: проведение проверок вузов по итогам мониторинга, чтобы они носили не карательный, а превентивный характер; снижение административной нагрузки на вузы; сокращение малоэффективных контрольных мероприятий и так далее.
По мнению большинства экспертов, полностью от системы госаккредитации отказываться не стоит. Однако в эту систему необходимо интегрировать итоги профессионально-общественной и международной аккредитации.
«Мы должны направить процесс на выявление качественных показателей, дебюрократизировать его и дополнять госпроцедуру общественными формами», — сформулировал главные рекомендации кабмину по итогам парламентских слушаний глава Комитета по образованию и науке Вячеслав Никонов.
Ещё материалы: Вячеслав Никонов, Олег Смолин, Гаджимет Сафаралиев