Все о пенсиях в России

два дня назадПодписан закон об ожидаемом периоде выплаты накопительной пенсии в 2025 году

21.11.2024Участникам СВО хотят сохранить размер пенсионного коэффициента

21.11.2024Россиянам напомнили о повышении пенсий с 1 января

Воспитание школьников стало государевой задачей

Детей научат быть патриотами без формальностей и не ставя оценок

24.07.2020 18:30

Автор: Марина Третьякова

Воспитание школьников стало государевой задачей
фото: mos.ru

Через год ученики пойдут в школу не только за знаниями, но и за нравственными ориентирами. Закон, который сделает воспитание неотъемлемой функцией образования в детских садах, школах и вузах, был одобрен  на пленарном заседании Совета Федерации 24 июля. Как учителя будут «сеять разумное, доброе, вечное», разбиралась «Парламентская газета».  

Никаких нравоучений не будет

Закон, который разработал Президент России Владимир Путин, уточняет понятие воспитания, конкретизируя, какие чувства и установки нужно прививать молодому поколению. Согласно ему, школьникам и студентам на уроках и лекциях будут  объяснять, почему необходимо  уважать старших, честно трудиться,  бережно относиться к природе, изучать культурное наследие народов России, чтить подвиги защитников Отечества, соблюдать законы и, конечно, быть патриотами своей страны.

Воспитанию в образовательной система России уделят больше внимания

«Наконец-то эта важнейшая тема — сочетание образования и воспитания, с акцентом на воспитание, — становится государевой задачей», — пояснила цель  президентской инициативы закона спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Этот закон  продолжает логику поправок в Конституцию, которые определяют политику государства по отношению к детям. В новых положениях Основного закона, в частности, отмечается, что государство должно обеспечивать всестороннее духовное, нравственное, физическое и интеллектуальное развитие детей, воспитывать в них патриотизм и гражданскую ответственность.

Технически воспитательная работа будет строиться на основе календарных планов и рабочих программ. Разрабатывать их школы и вузы должны самостоятельно, при желании к ним могут присоединиться ученики и родители, и образовательные учреждения обязаны считаться с их мнением.   

В ходе обсуждения документа сенатор Людмила Нарусова выразила беспокойство, что всё сведётся к военно-патриотической муштровке детей. «Лучший школьный предмет, который воспитывает патриотизм — это история. Поэтому не сбор автоматов Калашникова, а именно увеличение предмета истории, нашей отечественной истории, мне кажется, должно быть основой воспитания», — считает она.

Лучший школьный предмет, который воспитывает патриотизм — это история

Впрочем, принятый сенаторами закон как раз отвечает её пожеланиями: он предписывает использовать в воспитательной работе потенциал учебных предметов.  «Воспитание должно быть на уроках истории, литературы, русского языка, это должна быть комплексная работа», — подтвердил присутствовавший на заседании министр просвещения Сергей Кравцов. Ранее министр обещал парламентариям, что оценки «за патриотизм» школьникам ставить точно не будут.

Закон вступает  в силу с 1 сентября этого года, но внедрить его требования в учебные программы школы и вузы должны к следующему учебному году. И сейчас перед властями стоит задача сделать так, чтобы не превратить воспитание детей в формализм и нравоучения, убеждена Валентина Матвиенко. Особого внимания, по её словам, требует  подготовка учителей к новым задачам. «Приучить педагогов к тому, что они будут нести ответственность и за воспитание, будет непросто. Сегодня учитель — «урокодатель», отчитал свои часы и ушёл, дальше его ничего не интересует. Нужно менталитет менять, психологию», — полагает она.

Как воспитывала детей советская школа

Концепция советской школы строилась на трёх китах: коллективизм, самоуправление, труд.  Главный теоретик коммунистической педагогики Надежда Крупская считала, что коллективные методы обучения помогают ребёнку осознать себя частью целого, но при этом и развить свои индивидуальные черты и навыки, а через самоуправление дети учатся брать на себя ответственность и сообща решать насущные вопросы.  

При школах создавали мастерские, учебные заведения прикрепляли к предприятиям, совхозам и колхозам, где дети могли на практике познакомиться с отраслями производства. Октябрята и пионеры  брали шефство над стариками и детьми, озеленяли города, убирали в парках, собирали металлолом.  Важным принципом воспитания была связь школы, общества и семьи. На классных руководителей прямо возлагалась задача добиваться «единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи». Этот пункт отражён в Уставе средней общеобразовательной школы, утверждённом Советом Министров СССР 8 сентября 1970 года.

Впрочем, порой воодушевляющие инициативы советского руководства скатывались к пустой формальной работе и откровенной «обязаловке». Особенно заметно это было в последние годы существования СССР. Не в последнюю очередь это сказалось на том, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 1992 года, а затем и в новом законе от 2012 года функция воспитания в образовательной системе была практически выхолощена. Задачи по формированию духовно-нравственной личности ставились только в общих требованиях к содержанию учебного процесса, и практически нигде не раскрывались

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 7725