В России появится единый центр профилактики лесных пожаров
Координировать работу всех ведомств, включая МЧС, будет Рослесхоз
Фото: МЧС Максим Григорьев
Федеральный штаб при Рослесхозе, ответственный за пожарную безопасность лесов, получит новые полномочия: он сможет организовывать работу всех ведомств и служб по профилактике возгораний. С такой инициативой выступило Минприроды, предложив внести изменения в законодательство о пожарной безопасности. Текст законопроекта имеется в распоряжении у «Парламентской газеты».
Взаимодействие ради безопасности
Цель нововведений, как объясняют авторы инициативы, — наладить межведомственное взаимодействие для защиты земель всех категорий.
Сейчас штаб при Рослесхозе не занимается профилактикой, а координирует только действия органов федеральной и региональной власти по тушению пожаров. Впрочем, Минприроды хочет усовершенствовать и эту сферу — создать оперативные штабы на уровне субъектов и лесничеств. «Это дополнительная оргструктура, которая будет взаимодействовать с федеральным штабом и федеральной и региональными комиссиями МЧС по предупреждению чрезвычайных ситуаций», — рассказал «Парламентской газете» начальник отдела госполитики в сфере охраны и защиты лесов в Департаменте госполитики и регулирования в области лесных ресурсов Минприроды Николай Гиряев.
Из текста законопроекта следует, что региональные штабы должны работать на постоянной основе, а штабы при лесничествах и лесопарках будут создаваться ежегодно во время пожароопасных сезонов.
Инициатива Минприроды находится в разработке, до 9 июля продлятся общественные слушания.
Самое слабое звено
Анализ причин лесных пожаров в прошлом году показал, что самое слабое звено во всей противопожарной системе — несогласованность ведомств. С приходом тепла, когда в Сибири вновь заполыхали леса, все эти вопросы вновь актуализировались. И в Совете Федерации, и в Госдуме, и в МЧС в этом году видят две главные задачи: улучшить межведомственную координацию и сосредоточиться на профилактике пожаров.
Сегодня «зелёные кладовые» России не имеют единого центра управления: разными территориями заведуют разные структуры. Например, за сохранность лесного фонда ответственны органы местной власти, за безопасность лесов на земле обороны и безопасности — Минобороны, земли запаса курирует МЧС и так далее.
Каждое ведомство действует в рамках своих полномочий в отличие от огня, который не знает границ. Пока ведомства разбираются, кто и каким способом должен тушить возникший очаг, огонь распространяется на огромные территории, причиняя колоссальные убытки. Появление координационного штаба по борьбе с огнём при Рослесхозе в 2016 году и было попыткой наладить взаимодействие при «межведомственных» пожарах. Со временем стало понятно, что механизм требуется усовершенствовать — это и стало задачей Минприроды при работе над законопроектом о профилактике пожаров в лесах.
Ещё одна существенная проблема — недостаточное финансирование работ по пожарной безопасности в субъектах. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко неоднократно отмечала, что регионам не хватает денег на борьбу со стихийными бедствиями и их последствиями, не говоря уже о профилактике пожаров. По сути, федеральный бюджет тратит деньги на чрезвычайные ситуации, тогда как нужно работать на максимальное сокращение количества крупных пожаров и ущерба от них, отмечали в Совете Федерации.
- Высокая горимость* сибирских лесов
- Непредвиденное ухудшение погодных условий (сильный ветер, сухие грозы)
- Низкая мобильность пожарных в труднодоступных районах Сибири и Дальнего Востока
*Горимость — количество пожаров, выпадающее на какую-либо местность за определённый промежуток времени.