Северный морской путь наращивает обороты
Транзитный грузопоток по СМП превысил показатели 2020 года на 59%
- ВКонтакте
- РћРТвЂВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВ
- Telegram
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВровать ссылку
21.12.2021 18:32
Автор: Павел Волин

За 11 месяцев 2021 года по СМП транзитом прошло 86 судов. Из них 11 под российским флагом и 75 — под иностранными, сообщается в справке о мониторинге перевозок с использованием Северного морского пути, а также мировых рынков услуг морских перевозок и логистических услуг, размещённой на сайте Общественного совета Северного морского пути. Транзитный грузопоток по СМП составил более 2 млн тонн, что на 59% выше аналогичного показателя 2020 года.
Международные транзитные перевозки по СМП в 2021 году характеризуются преобладанием сырьевых грузов (железорудный концентрат, древесина и уголь) в восточном направлении. В западном направлении в основном перевозятся генеральные грузы, в том числе контейнеризированные. Железной руды и концентрат было перевезено около 1,4 млн тонн. Самое крупное транзитное судно, прошедшее к настоящему моменту по СМП — сухогруз «в грузу» 118 тыс тонн. В 2020 году это был нефтяной танкер 105 тыс тонн.
Среди иностранцев в 2021 году больше всего рейсов выполнили суда немецких судоходных компаний — 22 в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров, а также угля и железорудного концентрата с запада на восток. Норвежские и швейцарские компании выполнили 18 рейсов судами дедвейтом до 80 000 тонн, из которых 10 из Мурманска и 1 из Канады в порты Китая с железорудным концентратом. Китайские компании выполнили 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров. Голландские суда осуществили 6 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров.
Более подробно со справкой можно ознакомиться ниже по тексту. Общественный совет Северного морского пути образован в 2019 году по инициативе Госкорпорации «Росатом», как единого инфраструктурного оператора Северного морского пути. Основной целью деятельности Совета является подготовка рекомендаций и формирование экспертных заключений для выработки решений в сфере развития Северного морского пути, развитие эффективного взаимодействия Госкорпорации «Росатом» с профильными руководителями федеральных органов исполнительной власти, сенаторами и депутатами Федерального Собрания Российской Федерации, губернаторами субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации, представителями крупного бизнеса, реализующими свои проекты в Арктике, общественными организациями, средствами массовой информации, деятелями науки, а также представителями иностранных государств, заинтересованных в развитии потенциала СМП.
Сопредседателями являются генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев и председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк. В состав совета входят специалисты российских и иностранных организаций, заинтересованные в арктическом мореплавании и имеющие соответствующую компетенцию.
СПРАВКА
О мониторинге перевозок с использованием Северного морского пути, а также мировых рынков услуг морских перевозок и логистических услуг (по состоянию на 17.12.2021) по данным Общественного совета Северного морского пути
Общий объем перевозок в акватории Северного морского пути (далее — СМП):
Год |
Общий объем, тыс. тонн
|
Изменение к предыдущему году |
В т.ч. транзитный, тыс. тонн
|
Изменение к предыдущему году |
Количество проходов судов
|
2018 |
20 180,2 |
- | 491,3 | - | 403 |
2019 |
31 531,2 |
+ 56 % |
697,3 | + 42 % | 471 |
2020 |
32 978,9 |
+ 5 % |
1 281,0 | + 83 % | 418 |
2021 (по состоянию на 17.12.2021) |
33 586,6 |
Прогнозируется в объеме не менее 34 млн тонн |
2 041,3 | + 59% |
Прогнозируется в объеме не менее 2020 г. |
Объем перевозок в акватории СМП в 2020 году составил 32 978,9 тыс. тонн, что на 5 % больше, чем в 2019 году — 31 531,2 тыс. тонн, в том числе транзитных грузов 1 281,0 тыс. тонн, что на 83% больше, чем в 2019 году — 697,3 тыс. тонн.
Наибольший вклад в формирование грузопотока по СМП вносят экспортные перевозки сжиженного природного газа (проект «Ямал СПГ», ПАО «НОВАТЭК») и сырой нефти (проект «Новый порт», ПАО «Газпром нефть»).
Общий объем грузопотока в 2021 году прогнозируется не менее объемов 2020 года, при этом транзитный грузопоток уже составил 2 009,9 тыс. тонн, что на 56% выше аналогичного показателя 2020 года.
Сравнительные показатели транзитного судоходства в акватории СМП:
Показатель | 2020 год | 2021 год |
Грузопоток, т |
1 281 010 | 2 009 934 |
Кол-во проходов судов, ед. |
61 | 86 |
из них под российским флагом, ед. |
19 | 11 |
из них под иностранными флагами, ед. |
42 | 75 |
Среднее время прохождения СМП, сут. |
8,3 | 11,08 |
Преобладающий груз, вид/тонн |
Железная руда и концентрат/1 004 134 |
Железная руда и концентрат/1 358 583 |
Самое крупное судно, т |
В грузу — 105 000, сухогруз В балласте — 113 000 (дедвейт), нефтяной танкер |
В грузу — 118 127, сухогруз В балласте — 121 513 (дедвейт), сухогруз |
По количеству выполненных рейсов и общему объему перевезенных грузов наиболее часто СМП использовали:
2020 год:
- китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила 11 рейсов в восточном и западном направлениях;
- датская судоходная компания Nordic Bulk Carriers выполнила 3 рейса с грузом железорудного концентрата из портов восточного побережья Канады в порты Китая и Республики Корея судами 75 000 тонн дедвейта;
- норвежская компания Golden Ocean Management выполнила 8 рейсов судами дедвейта 75 000 тонн, 5 из которых из Мурманска в порты Китая с железорудным концентратом;
- немецкая судоходная компания Oldendorff Carriers выполнила 3 рейса судами дедвейтом 75 000 тонн с железорудным концентратом из Норвегии;
- компания GTLK Asia M3 Ltd. (дочерняя структура российской Государственной транспортной лизинговой компании) выполнила 2 рейса судами дедвейтом 105 000 тонн с грузом железорудного концентрата с восточного побережья Канады в порт Находка и в Китай.
2021 год:
- норвежская компания Golden Ocean Management совместно со швейцарской компанией SUEK AG выполнили 18 рейсов судами дедвейтом до 80 000 тонн, 10 из которых из Мурманска и 1 из Канады в порты Китая с железорудным концентратом;
- китайская судоходная компания COSCO Shipping выполнила 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров;
- немецкая судоходная компания United Heavy Lift выполнила 14 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов, в том числе контейнеров;
- немецкая судоходная компания Oldendorff Carriers выполнила 8 рейсов судами дедвейтом до 121 000 тонн, 6 из которых в грузу (уголь, железорудный концентрат) с запада на восток;
- голландская судоходная компания Wagenborg Shipping выполнила 6 рейсов в восточном и западном направлениях при перевозках генеральных грузов,в том числе контейнеров.
Международные транзитные перевозки по СМП в 2021 году характеризуются преобладанием сырьевых грузов (железорудный концентрат, древесина и уголь) в восточном направлении. В западном направлении в основном перевозятся генеральные грузы, в том числе контейнеризированные.