Сельские больницы по-прежнему закрывают, не учитывая мнения жителей
В Госдуме провели мониторинг исполнения закона об особом порядке закрытия больниц в малых населённых пунктах
Фото: ПГ / Тимур Ханов
9 января нынешнего года вступил в силу закон, который запрещает закрывать клиники на селе без решения специальных комиссий. Увы, к апрелю такие комиссии созданы только в 25 регионах. Во всех остальных оптимизация медучреждений проходит по «старым» правилам — без оценки последствий и учёта мнения жителей.
Причина банальна — денег нет
Сохранение первичной помощи в сельской местности — не только основная цель депутатской инициативы о ликвидации сельских больниц, но и важнейший пункт нового майского указа президента. Между тем данные мониторинга, проведённого активистами проекта «Здоровое будущее» (партия «Единая Россия»), пока крайне неутешительны.
«В Хабаровском крае, Тульской, Кемеровской, Астраханской, Саратовской областях и других регионах согласительные комиссии для реорганизаций медучреждений пока не созданы», — сообщил член Комитета Госдумы по охране здоровья и один из авторов закона об особом порядке ликвидации сельских больниц Николай Герасименко. Он уточнил, что до сих пор не приняты необходимые подзаконные акты или они не исполняются более чем в сорока регионах.
В разгар «оптимизации» лечебных учреждений, которая пришлась на 2010-2016 годы, количество медработников в стране уменьшилось на 26 тысяч. Только в Забайкальском крае, по данным, приведённым Герасименко в пресс-центре «Парламентской газеты», было сокращено 1600 коек и 16 участковых больниц. Главные причины «оптимизации» — недофинансирование первичного звена медпомощи. Поселковые администрации массово закрывали убыточные учреждения, в результате чего жители лишались доступной медицинской помощи. По опыту, если в селе закрываются фельдшерско-акушерский пункт и школа, то после этого его начинают покидать люди.
В Госдуме разработают «дорожную карту»
В 2015 году, выступая на форуме ОНФ по здравоохранению, президент Владимир Путин поручил внести нормативные изменения, разрешающие закрывать сельские больницы только по итогам общественных слушаний. Соответствующий закон был принят в конце 2017 года.
Согласно документу, создавать комиссии по оценке последствий от закрытия больницы или поликлиники необходимо в каждом субъекте Федерации. В состав комиссии на паритетной основе должны входить представители исполнительной власти, депутаты регионального и местного уровня, представители медицинской общественности (Национальной медицинской палаты) и пациентских организаций.
В случае если речь идёт о закрытии единственной медорганизации в сельской местности, помимо согласия комиссии, властям придётся учитывать мнение местных жителей, высказанное при проведении публичных общественных слушаний. Последнее слово остаётся за согласительной комиссией. При этом в случае закрытия нерентабельной больницы или её филиала местным властям придётся позаботиться о том, чтобы граждане смогли получить доступную и качественную медицинскую помощь.
«Необходимо разговаривать с людьми, объяснять им, как будет организована эта помощь в случае закрытия клиники, привлекать в такие регионы мобильную медицину», - рассказал о правоприменении закона член Комитета Госдумы по охране здоровья Юрий Кобзев, выступая на «круглом столе» в «Парламентской газете».
К 25 мая в Госдуме обещают представить интерактивную карту, которая даст понять, как исполняется закон об особом порядке закрытия сельских больниц в регионах. К мониторингу планируют подключиться Минздрав и Общероссийский народный фронт. После чего удачные примеры будут растиражированы по всем субъектам, а регионам-нарушителям неисполнение закона поставят на вид. Не исключено, что данные о нарушении порядка ликвидации сельских клиник передадут в прокуратуру.
Реализация закона, как рассчитывают в парламенте, не только приблизит медицину к сельским жителям, но и изменит отечественную систему здравоохранения.
Ещё материалы: Николай Герасименко