Ручная кладь: что можно бесплатно провезти в самолёте
Минтранс предложил изменить правила провоза вещей на борту
Фото: Роман Пименов/Интерпресс/ТАСС
Детские коляски снова можно будет провозить в салоне самолёта без взвешивания и бесплатно. Соответствующие изменения в федеральные авиационные правила изложены в проекте приказа Министерства транспорта РФ, опубликованном на портале проектов нормативных правовых актов.
Рюкзаки остаются на весах
Сегодня норма бесплатного провоза ручной клади в салоне самолёта не может быть меньше пяти килограммов. По усмотрению перевозчика лимит может быть увеличен. Сверх нормы и без дополнительной платы можно брать:
- рюкзак, вес и габариты которого устанавливает перевозчик, дамскую сумку, портфель с вложенными в них вещами;
- букет цветов;
- верхнюю одежду;
- детское питание для ребёнка на время полёта;
- костюм в портпледе;
- детские коляски, люльки и другие устройства для переноса ребёнка;
- лекарственные препараты и специальные диетические потребности в количестве, необходимом на время полёта;
- костыли, трости, ходунки, роллаторы, складные кресла-коляски, используемые пассажиром, но с оговоркой — если их габариты позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна на полке над сиденьем либо под сиденьем впереди стоящего сиденья;
- товары, приобретённые в дьюти-фри, упакованные в запечатанный пластиковый пакет.
Хотя эти вещи можно брать сверх лимита, действующие авиационные правила дают право авиакомпаниям взвешивать рюкзаки, детские люльки и коляски при регистрации или выходе пассажира на посадку. Согласно проектируемым поправкам, с пассажиров снимается обязанность предъявлять при взвешивании ручной клади любые вещи из приведённого выше перечня, кроме рюкзаков и товаров, купленных в дьюти-фри.
«Это правильное уточнение, потому что на самом деле бессмысленно предъявлять для взвешивания то, что пассажир имеет право провозить бесплатно вне зависимости от веса», — сказал «Парламентской газете» председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Он напомнил, что авиакомпании не могут устанавливать предельный вес детских колясок и люлек. «А предельный вес на рюкзаки — могут, поэтому его надо предъявлять», — пояснил эксперт.
По словам Кирилла Янкова, поправки Минтранса всё равно не устранили всех неточностей в Федеральных авиационных правилах. Так, недоразумением остался пункт о бесплатном провозе товаров, приобретённых в дьюти-фри. «Магазины беспошлинной торговли бывают только при международных перелётах. Но на внутрироссийских перелётах тоже есть магазины и они не беспошлинные. Получается, что на эти товары исключение не распространяется», — удивился председатель Союза пассажиров. Он надеется, что в будущем и этот пробел будет урегулирован Правительством.
Это правильное уточнение, потому что на самом деле бессмысленно предъявлять для взвешивания то, что пассажир имеет право провозить бесплатно вне зависимости от веса.
Напомним, норма о праве авиакомпаний взвешивать рюкзаки и коляски, провозимые сверх лимита в виде ручной клади, появилась в правилах в 2017 году. В утратившей силу редакции от 2016 года любые вещи из приведённого выше перечня взвешивать не требовалось.
Что можно брать в салон
Федеральные авиационные правила разрешают брать с собой на борт практически любые вещи, если их вес и габариты позволяют безопасно разместить их в салоне воздушного судна. Конкретные нормы устанавливает перевозчик, ориентируясь на ограничение в пять килограммов — авиакомпания не вправе установить меньший лимит по весу ручной клади, не подлежащей оплате.
Даже единственная в России лоукост-компания следует этим правилам, поэтому на всех её тарифах вес ручной клади, которую можно провезти бесплатно, — до пяти килограммов. Но если же ручная кладь по весу и габаритам превышает норму, установленную перевозчиком, её придётся сдать в багаж.
Перечень вещей, которые можно провозить в салоне самолёта, определён в приложении №1 к Правилам проведения предполётного и послеполётного досмотров. Согласно им, в виде ручной клади на борт самолёта может попасть:
- термометр (не ртутный);
- тонометр ртутный в стандартном футляре;
- трёхпроцентная перекись водорода (не более 100 миллилитров на пассажира);
- барометр или манометр ртутный (в герметичном контейнере с пломбой отправителя);
- одноразовая зажигалка;
- сухой лёд для охлаждения скоропортящихся продуктов (до двух килограммов на пассажира);
- жидкости, гели и аэрозоли, относящиеся к неопасным (в ёмкости до 100 миллилитров, упакованные в надёжно закрывающийся пластиковый пакет). Фото: Zuma\TASS
Администрация аэропорта или авиаперевозчик могут вводить дополнительные меры безопасности. Например, они могут запретить пассажиру взять в салон самолёта такие предметы, как:
- штопоры;
- иглы для подкожных инъекций (если не будет представлено медицинское обоснование);
- вязальные спицы;
- ножницы с длиной лезвия менее 60 миллиметров;
- складные (без фиксатора) дорожные, перочинные ножи с длиной лезвия менее 60 миллиметров;
- тонометры ртутные;
- барометры или манометры ртутные.
По общим правилам к провозу в салоне самолёта, равно как и в багажном отсеке, запрещены:
- взрывчатые вещества и средства взрывания, в том числе порох, патроны, капсюли, пиротехнические средства, бенгальские огни, дымовые шашки, огнепроводный шнур и так далее;
- сжатые и сжиженные газы, в том числе баллончики со слезоточивым газом;
- легковоспламеняющиеся жидкости (ацетон, бензин, метанол, эфиры и прочее);
- воспламеняющиеся твёрдые вещества, в том числе подверженные самопроизвольному возгоранию и выделяющие легковоспламеняющиеся газы при контакте с водой (калий, натрий и прочее);
- окисляющие вещества и органические перекиси;
- токсичные вещества;
- радиоактивные материалы;
- едкие и коррозирующие вещества (соляная, серная, азотная и другие кислоты);
- ядовитые и отравляющие вещества в жидком и твёрдом состоянии, упакованные в любую тару (в том числе никотин, стрихнин, антифриз и прочее);
- оружие, в том числе электрошоковые устройства, стилеты и кортики.