Реформе высшей школы поможет опыт сибирских регионов
Председатель Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Додатко принял участие в совместном заседании Комитета Государственной Думы ФC РФ по науке и высшему образованию и Совета законодателей Сибирского федерального округа, состоявшемся в Томске.
О подготовке кадров
Участники обсудили ход реализации Указа Президента России «О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования», в первую очередь речь шла о подготовке кадров для поддержания технологического суверенитета страны.
Заседание прошло под председательством главы профильного комитета Госдумы ФС РФ Сергея Кабышева и спикера Законодательной Думы Томской области Оксаны Козловской, которая возглавляет Совет законодателей СФО. В обсуждении важной темы приняли участие спикеры региональных парламентов, депутаты, руководители НИИ Сибирского отделения РАН, вузов и предприятий, а также полномочный представитель Президента России в нижней палате Федерального Собрания РФ Гарри Минх.
Как прозвучало, сегодня все десять регионов СФО решают актуальную задачу перехода на ускоренное технологическое развитие, и на это выделяются значительные бюджетные средства.
Одним из самых главных вопросов в рамках реализации указа Президента РФ остается подготовка специалистов высокого уровня. «Подготовка кадров, отвечающих требованиям нового технологического этапа развития страны, — главный вопрос, который необходимо решить в ходе реформы высшего образования», — отметила председатель Совета законодателей СФО Оксана Козловская.
«Точка сборки»
Выступая на совместном заседании, председатель Законодательного Собрания Красноярского края Алексей Додатко остановился в первую очередь на принципиальных моментах.
«В максимально короткие сроки мы должны вывести собственный технологический уровень по важнейшим стратегическим областям — здравоохранение, микроэлектроника, информационные технологии, промышленность (в том числе приборостроение и станкостроение) — на уровень самообеспечения и самодостаточности. Непростая задача, но, на мой взгляд, она может стать той «точкой сборки», которую мы сейчас все ищем, особенно с учетом отказа от ряда международных стандартов — они долгое время были для нас ориентиром в выстраивании национальной системы высшей школы», — отметил Алексей Игоревич.
Сегодня край входит в число регионов, активно включившихся в нацпроект «Наука и университеты». Кроме того, в Красноярске действует Научно-образовательный центр мирового уровня «Енисейская Сибирь», проектным офисом для него является Сибирский федеральный университет. «Профиль научно-образовательного центра — технологии в сфере перехода к безуглеродной экономике, глобальные климатические инициативы, экологизация экономики региона, передовые промышленные технологии. В этом году добавились новые направления: продовольственная безопасность, электроника, радиотехника и системы связи», — пояснил Алексей Додатко. Далее спикер сделал акцент на том, что в любом регионе «системообразующий бизнес» должен быть максимально вовлечен в работу высшей школы.
«Когда мы говорим, что одним из ключевых пробелов в системе подготовки и обучения кадров является расхождение между уровнем вузовской подготовки и потребностями экономики даже не сегодняшнего, а завтрашнего дня, мы понимаем, что преодолеть это за счет традиционных механизмов нельзя. Это невозможно сделать без партнерского участия бизнеса, и у нас здесь наработан достаточно серьезный опыт», — сказал Алексей Игоревич.
Упомянул спикер и о решении проблемы на законодательном уровне: краевые парламентарии недавно приняли закон, предусматривающий предоставление грантов на создание образовательного центра и развитие профессиональной подготовки студентов в области инженерного дела, технологий и технических наук.
Также прозвучало, что необходима ранняя «профилизация» молодежи, для этого в СФУ начиная с 2020 года реализуется проект физико-математической школы-интерната, а наиболее успешные школьники получают стипендию от организации-партнера.
И еще. На поддержку научной и научно-технической деятельности с 2021 по 2023 год объем ежегодного финансирования из регионального бюджета вырос со 110 миллионов до 370 миллионов рублей.
В завершение председатель Заксобрания Алексей Додатко предложил участникам совместного заседания обобщить накопленный в регионах опыт участия бизнеса в подготовке высококвалифицированных кадров, необходимых для современной экономики страны.
В русле новых подходов
Отметим, что пилотный проект реформы высшего образования проходит в 2023-2024 годах в шести российских вузах (в том числе в Томском госуниверситете), при этом устанавливается несколько уровней обучения. Это непосредственно высшее образование, базовое и специализированное, а также профессиональное — аспирантура.
Но, как обозначили участники совместного заседания, необходим принципиально новый подход к задачам образования в высшей школе.
«Надо воспитать полноценного всестороннего человека, который был бы и специалистом, и гражданином», — пояснил полномочный представитель Президента РФ в Госдуме Гарри Минх.
«Современная система высшего образования в России должна обеспечивать решение двуединых задач: кадрового обеспечения научно-технологического, экономического и военно-политического суверенитета страны и — одновременно с этим — создание условий для формирования гражданственности личности, наиболее полной творческой и профессиональной ее самореализации», — подчеркнул председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
Читайте также:
• Депутаты Заксобрания Красноярского края контролируют ситуацию и рассчитывают на поддержку жителей