Изменят ли правила для владельцев электросамокатов?
Союз пешеходов выступает за то, чтобы приравнять сигвеи и гироскутеры к транспортным средствам
Сейчас любители малого электротранспорта, согласно Правилам дорожного движения (ПДД), приравнены к пешеходам. Но так как электросамокаты, гироскутеры и сигвеи создают опасные ситуации не только на тротуарах, но и на проезжей части, эксперты считают, что их движение нужно регламентировать. Каким образом, решит рабочая группа в Госдуме.
Пешеход или водитель?
Популярность самокатов и сигвеев в последние годы набирает обороты. В 2018 году россияне купили на 40 процентов больше таких средств передвижения, чем в 2017 году. По оценкам экспертов, было продано около 32 тысяч электросамокатов, 10 тысяч моноколёс и 10 тысяч гироскутеров. Вместе с тем правила езды на них до сих пор не определены.
Открывая «круглый стол» по нормативному регулированию малого электротранспорта 17 января, член Комитета Госдумы по транспорту Александр Васильев отметил, что такие средства позволяют гражданам двигаться быстрее, чем пешком, развивая достаточно большую скорость. Мощность самых массовых электросамокатов стоимостью до 30 тысяч рублей составляет от 350 до 500 Ватт, и это превышает установленную правилами дорожного движения норму для велосипедов с электроприводом. Более дорогие устройства и вовсе обладают мощностью 4000 Вт, что сопоставимо уже с мотоциклами.
В 2016 году межрегиональное общественное движение «Союз пешеходов России» обратилось в ГИБДД с просьбой решить вопрос о передвижении малого электротранспорта и обеспечить безопасность граждан. Но проблема не решена до сих пор. Поэтому в соответствии с действующими Правилами дорожного движения, лица, использующие самокаты, роликовые коньки, гироскутеры, сигвеи, моноколёса, являются пешеходами и за несоблюдение «Обязанностей пешеходов» несут ответственность по «пешеходным» статьям Административного кодекса — то есть штраф от 500 до 1500 рублей.
Правило нужно менять
Учитывая скоростные и мощностные характеристики малого электротранспорта, в Союзе пешеходов предлагают приравнять электросамокаты к транспортным средствам. Кроме того, общественники считают, что у людей, пострадавших при столкновении с сигвеем или гироскутером, должно быть право на соответствующую компенсацию. Ведь подобные инциденты зачастую заканчиваются переломами рук и ног у пострадавших, но были случаи причинения и более тяжких увечий и даже с летальным исходом.
Депутат Мосгордумы Инна Святенко склонна к более кардинальному решения проблемы. Владельцы мощных электросамокатов, по её словам, должны получать водительские права так же, как владельцы мопедов. «В Мосгордуме озаботились этой проблемой, потому что в 2018 году появилось очень большое количество транспорта на электротяге, который используется не только в специально отведённых местах и парковых зонах, но и на улицах города и даже на автомагистралях», — сказала она.
В Госдуме согласны: возникшую ситуацию нужно менять. «Очевидно, что должны появиться какие-то правила, ограничивающие скоростной режим малого электротранспорта при движении по пешеходным дорожкам, велосипедным полосам и по проезжей части, — считает Александр Васильев. — Думаю, это самый рациональный шаг, так как досконально прописать все электромеханические устройства в Правилах дорожного движения очень сложно».
Очевидно, что должны появиться какие-то правила, ограничивающие скоростной режим малого электротранспорта при движении по пешеходным дорожкам.
Если будет принято решение разрешить электросамокатам ездить по дорогам, то только на правах велосипеда — не далее правой полосы. Если же допускается движение электрических транспортных средств по тротуарам, то скорость их передвижения должна быть ограничена до 6-12 км/час, а по велодорожкам — до 20 км/ч.
«При этом мы понимаем, что сложно будет решить, кто станет контролировать скоростной режим электромеханических устройств», — отметил Васильев. В Госдуме рассчитывают на помощь экспертного сообщества. На «круглом столе» принято решение создать рабочую группу по обсуждению правил передвижения малого электротранспорта.
А как у них
В Великобритании наличие мотора у электротранспорта уже определяет его как транспортное средство и предполагает соответствующую ответственность владельца. В Германии, если скорость передвижения свыше 6 км/ч, такой транспорт регистрируется и эксплуатируется как транспортное средство, и дети 15 лет на нём не могут ездить по определению. В США в разных штатах этот вопрос регулируется по-разному, но эксплуатация малым электротранспортом возможна только при достижении 16 лет и при наличии шлема.