Все о пенсиях в России

два дня назадВ Соцфонде рассказали, кого коснется досрочная выплата пенсий за январь

23.12.2024Соцфонд досрочно выплатит январские пенсии

19.12.2024Путин поручил властям ДНР решать вопросы начисления пенсий без бюрократии

Государство проследит за расходами госкорпораций

Правительство предлагает существенно расширить контроль за расходами казны

19.09.2018 15:46

Автор: Марина Третьякова

Государство проследит за расходами госкорпораций
Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Местные власти и государственные корпорации больше не смогут безнаказанно тратить бюджетные деньги по своему разумению. Государственные органы финансового контроля теперь будут отслеживать соответствие расходов изначальным целям и условиям. При этом контролирующие органы получат новые инструменты для возвращения неправомерно потраченных средств. Госдума 19 сентября единогласно приняла в первом чтении соответствующую правительственную инициативу с комплексными поправками в бюджетное законодательство.

Контролёры перестанут подсчитывать ущерб

Такую категорию, как ущерб, после изменений в системе контроля заменит новая конструкция — неправомерное использование бюджетных средств. Такое нововведение обусловлено тем, что понятие «ущерб» в законодательстве не определено. Поэтому, когда финансовые органы пытаются использовать его в своей сфере, постоянно возникают споры и обжалования с требованием доказать размер нанесённого вреда.

«Во всех случаях мы можем свести нарушения неправомерному использованию, будь то неправильная постановка на учёт, оплата невыполненных работ и так далее», — рассказал замминистра финансов Алексей Лавров, представляя законопроект в Госдуме.

Инвесторов простимулируют льготами и отменой некоторых налогов

Транзитные субсидии возьмут на контроль

По данным Счётной палаты, объёмы неправомерно использованных средств не очень-то велики — в совокупности менее 20 миллиардов рублей. «Но это не потому, что их так мало, а потому, что полномочия контролёров ограничены чисто процедурными бюджетными вещами», — подчеркнул замминистра.

Часто нарушения относятся к смежным нормативным правовым актам. Поэтому контролёры, которые следят за выполнением только Бюджетного кодекса, не могут включить такие нарушения в отчёт, либо вторая сторона их с успехом оспаривает. Поправки призваны устранить этот пробел, включив в систему государственного финконтроля другие законы о бюджете и расходах. Например, о расходных обязательствах публично-правовых образований, что позволит выявлять злоупотребления в госкорпорациях.

Минфин также предлагает расширить внутренний контроль на соблюдение целей и условий транзитных субсидий. Это те выплаты, которые из федеральной казны спускаются по цепочке вниз — в региональные, а затем местные бюджеты. «Сегодня контроль этой сферы до конца не отрегулирован. Поэтому предлагается закрепить в полномочиях Счётной палаты и федерального Казначейства применение мер ответственности в случае нарушений такого рода на муниципальном уровне», — рассказал Алексей Лавров.

Одна из самых громких историй с хищениями в госкорпорациях произошла в 2017 году в Роснано. Ущерб тогда был оценен в 220 миллионов рублей. Фото: РИА Новости/Алексей Даничев

Порядок — основа эффективности

Ещё одна глобальная задача законопроекта — упорядочить и упростить систему в целом. Для этого Минфин предлагает ввести единый федеральный стандарт государственного внутреннего финконтроля. Он коснётся полномочий и функционала местных органов контроля.

«Эти стандарты должны включать единые принципы и основания, применяемые ревизорами, определять основные права и обязанности контролёров и объектов контроля, внедрять рискориентированные подходы», — отметил замминистра финансов.

Также планируется дать более точные определения внутреннему финансовому контролю и аудиту. Здесь также будут введены свои стандарты, при этом мониторинг качества финансового менеджмента и главных администраторов бюджетных средств станет обязательным на всех уровнях.

К 2024 году ВВП может расти по 7%

«Контролёры что делали, то и будут делать, — подчеркнул Лавров. — Но сейчас они это делают в условиях неопределённой правовой базы, не понимая зачастую содержания контрольных мероприятий и их последствия. Соответственно, возникает необходимость их пересмотра, постоянных обжалований. Мы считаем, что упорядочивание всех полномочий и введение единых стандартов как раз сократит нагрузку на контрольные органы и позволит более эффективно выполнять свои функции».

Будет доработка

Концепция и основные положения законопроекта у депутатов нареканий не вызвали. Вместе с тем многие отмечали, что ко второму чтению законопроект потребуется доработать. Например, определить переходный период для введения федеральных стандартов внутреннего финконтроля, чтобы регионы и муниципалитеты успели подготовиться.

«Законопроект значительно расширяет требования к организации и осуществлению контроля федеральными, региональными и местными контрольно-счётными органами. При этом, на наш взгляд, в городских и сельских поселениях может не хватить трудовых, материально-технических и финансовых ресурсов для этого», — отметила заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Надежда Максимова.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1582