Авиакомпании заставят быть пунктуальными
За задержку рейсов штраф может быть увеличен почти в 14 раз
Фото: ПГ / Игорь Самохвалов
По действующему законодательству, каждый просроченный час доставки пассажира, багажа или груза обходится перевозчикам в 25 рублей. Минтранс предлагает повысить штраф до 339 рублей в час. Чтобы соблюсти баланс интересов пассажиров и авиакомпаний, в Совете Федерации, как сообщил «Парламентской газете» сенатор Алексей Майоров, в ближайшее время пройдёт совещание с участием всех заинтересованных сторон.
Устаревшие меры
Сумма штрафа для перевозчиков — 25 рублей за каждый просроченный час доставки пассажира, багажа или груза - рассчитывалась 18 лет назад и была привязана к тогдашнему уровню МРОТ. Сейчас, как стало известно СМИ, Минтранс почти завершило работу над проектом поправок в Воздушный кодекс, которые предусматривают увеличение штрафа до 339 рублей в час.
К слову, впервые об этих планах министр транспорта Максим Соколов рассказал в декабре 2017 года. Он отмечал, что соответствующие меры помогут дисциплинировать авиакомпании. Правда, тогда он анонсировал повышение штрафов только в тех случаях, когда задержка рейсов составит более чем три часа. Судя по всему, в ходе работы над законопроектом в ведомстве пересмотрели этот вопрос.
Стоит отметить, что по закону выплаты не предусмотрены в случаях, если рейс был задержан из-за плохой погоды или других обстоятельств, не зависящих от перевозчика. Сюда относятся и устранение неисправности судна, которая угрожает жизни и здоровью пассажиров.
Напомним, в декабре прошлого года депутаты Государственной Думы предложили обязать авиакомпании выплачивать пассажирам полную стоимость билетов в случае задержки рейса более чем на три часа. Подчёркивалось, что возврат должен происходить прямо в аэропорту, чтобы люди имели возможность купить билет на другой рейс.
Не хотелось бы, чтобы терпели убытки или уходили с рынка небольшие компании, особенно те, которые работают на межрегиональных маршрутах.
«Самолётов ограниченное количество, а перевозчики пытаются их использовать на 120 процентов. Как только с одним из лайнеров происходит какая-то проблема, заменить его уже нечем, все графики вылетов нарушаются, и люди вынуждены сидеть по пять-шесть часов в аэропорту», — пояснял «Парламентской газете» один из авторов законопроекта, первый зампред Комитета Госдумы по энергетике Игорь Ананских («Справедливая Россия»).
Сенаторы ищут баланс интересов
Сенаторы также обращали внимание на слишком мягкое наказание для недисциплинированных перевозчиков. Парламентарии предложили отказаться от привязки штрафов к МРОТу и установить фиксированное взыскание в размере 100 рублей за каждый час задержки. В феврале этого года соответствующий законопроект был внесён в Государственную Думу, а в марте его предварительно рассмотрели профильные комитеты палаты.
Главная задача законодателей сегодня — найти разумный компромисс между интересами пассажиров и авиакомпаний, сказал «Парламентской газете» первый зампред Комитета Совета Федерации по экономической политике Алексей Майоров. С одной стороны, компании должны платить за задержку, потому что пассажиры теряют на этом время и деньги. С другой стороны, если штрафы будут огромные, то это в первую очередь коснётся небольших компаний, которые и так находятся в не очень хорошем финансовом состоянии по сравнению с такими «монстрами» как «Аэрофлот» или «S7 Airlines», рассуждает сенатор. Так, например, мелкие авиакомпании редко располагают запасными самолётами, которые могут «подменить» внезапно вышедшие из строя судна.
«Почему, например, у «Аэрофлота» задержки не случаются? Потому что у них машины новые, они имеют возможность поставить другой борт в случае поломки или ещё чего-то. Не хотелось бы, чтобы терпели убытки или уходили с рынка небольшие компании, особенно те, которые работают на межрегиональных маршрутах», — переживает парламентарий.
Комментируя предложение Минтранса, первый зампред Комитета палаты регионов по экономической политике заметил, что слишком большие штрафы могут разорить небольшие компании, ведь случаются и задержки на 10 часов. Поэтому при усилении ответственности перевозчиков нужно учитывать и их позицию, считает он. В то же время, идея дифференцировать штрафы в зависимости от доходов авиакомпании не кажется сенатору разумной, так как это не обеспечивает равных условий для всех участников рынка.
Алексей Майоров сообщил «Парламентской газете», что обе инициативы могут стать предметом дискуссии между сенаторами и представителями транспортного ведомства. «Безусловно, мы организуем встречу с представителями Минтранса, обсудим все предложения и найдём компромисс. Будет достаточно серьёзная дискуссия, но какой из двух законопроектов в итоге будет принят — наш или Минтранса — пока сложно спрогнозировать», — подвёл он итог.
Ещё материалы: Алексей Майоров, Игорь Ананских