Сенатор Гумерова: 105 тысяч школьников пересдали ЕГЭ в этом году
73 процента выпускников, воспользовавшихся второй попыткой, улучшили свои результаты
В этом году одиннадцатиклассники впервые могли пересдать один из предметов ЕГЭ по выбору. Этим правом воспользовались 105 тысяч школьников, большинство из них улучшили свои результаты. Это позволяет уверенно ввести пересдачу в практику, сказала «Парламентской газете» председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.
- Лилия Салаватовна, одно из главных нововведений в школе в этом году — возможность пересдать один из предметов ЕГЭ по выбору. Как выпускники школ использовали этот шанс?
- Мы провели анализ результатов пересдачи ЕГЭ. В этом году 665 тысяч выпускников сдавали ЕГЭ, из них 113,5 тысячи изъявили желание пересдать один из экзаменов. Такой возможностью в итоге воспользовались 105 тысяч человек. По итогам 73 процента из тех, кто пересдавал один из экзаменов, улучшили свои результаты. У девяти процентов результат остался таким же.
Отмечу также, что из числа тех, кто пришел на пересдачу, 50 процентов во время первой попытки не смогли набрать минимальное количество баллов, 47 процентов из них преодолели этот порог со второй попытки. Это говорит о том, что пересдача стала реальным шансом для школьников улучшить свои результаты. Именно такую задачу в Послании Федеральному Собранию ставил Президент, по инициативе которого, напомню, и изменили правила Единого госэкзамена.
Считаю, что возможность пересдачи хорошо себя зарекомендовала, уверена, что она должна сохраниться и на следующий год и стать практикой.
- Как повлияли на порядок и качество целевого набора в вузы недавно введенные правила?
- К сожалению, были случаи, когда ребята с невысокими баллами поступали в вузы по целевому набору. Закон, который заработал в полную силу с этого мая, ввел прозрачную систему целевого набора, когда работодатели загружают свои заявки на портале «Работа в России», где их видят школьники, а также вузы. Первый анализ показал, что в этом году увеличилось количество ребят, претендующих на целевые места. Также среди них вырос средний балл ЕГЭ.
Пока в этом процессе есть определенные технические сложности. Вопрос поднимался на заседании президиума Совета законодателей. Мы планируем донастроить эту систему со всеми участниками процесса.
- Комитет по науке, образованию и культуре рекомендовал Совету Федерации одобрить закон об экспертизе учебников Российской академией наук на пленарном заседании 2 августа. Как будет реализована эта норма?
- Решение вернуть Академии наук функцию экспертизы учебников, которая уже была у РАН до 2019 года, было принято по итогам «правительственного часа» в Совете Федерации с участием главы академии Геннадия Красникова. Тогда он напрямую обратился к председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко с просьбой посодействовать академикам в решении этого вопроса. Ранее такую просьбу уже поддержал президент Владимир Путин.
Мы законодательно закрепили участие РАН в экспертизе учебной литературы. Причем речь идет не только о соответствии таких изданий научным знаниям, но и возрастным, психологическим особенностям ребенка, то есть способен ли ребенок освоить материал в таком объеме, понять язык изложения, как это сочетается с другими предметами, поскольку академия имеет компетенции, в том числе и по педагогике, и по психологии. Поэтому это важный шаг не только в сторону повышения качества самих учебников, но и в целом совершенствования системы образования.
Отмечу также, что, когда речь идет об экспертизе учебников, многие думают, что это касается, например, только истории или только литературы, но это и математика, и физика, и другие предметы естественно-научного цикла.
- С 2025 году обещана новая система оплаты труда педагогов. Что в ней изменится?
- Сейчас сложилась ситуация, что за один и тот же труд учителя получают разную зарплату не только в соседних регионах, но и в соседних школах. Анализ показал, что сегодня в России более 37 тысяч подходов к формированию зарплаты учителя. Например, в некоторых регионах есть до 60 оснований для назначения стимулирующих выплат. Где-то базовая часть зарплаты составляет 50 процентов, а где-то всего шесть - в общей структуре заработка.
Совет Федерации обращал внимание на эту проблему еще в 2020 году, когда было принято постановление палаты о необходимости введения по всей стране единых требований к оплате труда педагогов. Сейчас такие подходы разработаны. Например, вводится обязательный перечень компенсационных и стимулирующих выплат.
Как отметил президент, новую модель оплаты труда бюджетников необходимо отработать в 2025 году, а в 2026 году принять решение для всей страны.
Безусловно, тема оплаты труда педагогов — сложная, капиталоемкая. Но ее решение является одним из важных условий сохранения педагогических кадров, привлечения в школу молодых талантливых учителей.
Читайте также:
Ещё материалы: Лилия Гумерова