Все о пенсиях в России

два дня назадШкольные медики выйдут на пенсию досрочно

26.03.2025Мишустин рассказал о трех индексациях пенсий

25.03.2025Депутат Миронов призвал ввести Единую соцкарту для пенсионеров

С гражданских дронов просят снять режим секретности

Российские беспилотники защитят от зарубежных кибератак

С гражданских дронов просят снять режим секретности
  © Тимур Ханов/ПГ

Полеты гражданских беспилотников в России возможны пока в основном в режиме эксперимента, для любого запуска необходимо получить разрешения от нескольких ведомств, а затем отправить полученные в результате аэросъемки данные на проверку. Все это не способствует формированию новой отрасли отечественной экономики — беспилотных авиационных систем (БАС). Парламентарии и эксперты выступили за либерализацию гражданских полетов, в частности, предложили оформлять разрешения в электронном виде. И наконец, принять закон, который классифицирует беспилотники и определит ответственных за их полеты. «Парламентская газета» узнала подробности.

Дорого, но нужно

К 2030 году Россия должна войти в число глобальных технологических лидеров в сфере беспилотных авиационных систем. Такую задачу в январе 2025 года поставил президент Владимир Путин. С прошлого года на это работает одноименный нацпроект, цель которого в ближайшие годы удвоить отечественный рынок беспилотной техники.

Пока российские беспилотники стоят дорого, что не способствует спросу на них, отметил первый зампред Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Артем Шейкин на круглом столе 25 февраля. В копейку заказчикам встает каждый летный час БАС, при этом услуги мониторинга, аэрофотосъемки, защиты сельхозугодий, доставки грузов и другие весьма востребованы. Государство формирует свой заказ, что помогает отрасли развиваться, но без частных инвестиций ее не поднять, констатировал сенатор.

Артем Шейкин. © пресс-служба Совета Федерации

Хромает законодательная база, то есть в цельном виде ее практически нет, продолжил Артем Шейкин. В то время как партнеры России, такие как Китай и Индия, давно оцифровали процесс получения разрешения на полеты, запустили рискориентированный подход и смягчают требования, в России лишь ввели экспериментальные правовые режимы (ЭПР), в рамках которых тестируют БАС.

От эксперимента — к закону

Беспилотники незаменимы в труднодоступной местности и для работы на больших расстояниях, например, в Арктической зоне России. В Ямало-Ненецком автономном округе построили две площадки для запуска дронов, но использовать технику на полную мощность не позволяет режим секретности в отношении геопространственных сведений, посетовал представляющий регион в Совфеде сенатор Владимир Пушкарев.

«Для проведения аэрофотосъемки нужно получить допуск к гостайне, разрешение Минобороны на каждую съемку и от ФСБ, — рассказал он. — А затем направить результаты на контрольный просмотр, который может происходить в течение трех месяцев. За это время сведения о текущей ситуации на местности могут устареть». Парламентарий предложил принять нормативный акт, который определит перечень территорий, для которых не нужно получать разрешения на аэрофотосъемку.

Владимир Пушкарев. © пресс-служба Совета Федерации

Эксперименты, те самые ЭПР, позволяют обходить законодательные ограничения на определенных территориях. Тестировать беспилотный транспорт можно в 38 субъектах РФ, сообщил директор департамента цифрового развития Минэкономразвития Владимир Волошин. В рамках ЭПР беспилотники совершили уже больше 24 тысяч полетов, такси без водителя проехали 8 миллионов километров, а высокоавтоматизированные грузовики доставили 20 тысяч тонн грузов. В 2025 году запустят новый эксперимент для тестирования систем противодействия БАС и их незаконному применению.

«Сколько миллионов километров нужно проехать или пролететь, чтобы мы смогли разработать регулирование, которое позволит использовать технологию полноценно, а не в качестве эксперимента?» — задался вопросом Волошин. И прокомментировал: в России до сих пор нет единой системы категорирования беспилотников, что мешает перейти к разработке полноценного закона.

Без кибербеза никуда

БАС как умная технология использует большое количество данных, а также самостоятельно их накапливает и хранит. Это ценный ресурс, который должен храниться на серверах внутри страны и ни в коем случае не доставаться недругам России, отметила член IT-комитета Госдумы Марина Ким. Закона о промышленных данных в России до сих пор нет, отметила она, хотя его ждут производители БАС. «Безопасность данных для нас — главное, — сказала депутат. — Законопроект затрагивает вопросы ведения многих министерств, поэтому происходит сложное согласование».

Марина Ким. © пресс-служба Госдумы

Не обеспечив безопасность данных, невозможно двигаться в дальнейшем законодательном регулировании, подтвердил член рабочей группы «Кибербезопасность в экосистеме высокоавтоматизированного и беспилотного движения» при Минцифры Николай Зубарев. При этом, по его данным, количество кибератак в сфере транспорта выросло за пять лет на 225 процентов. Из них 40 процентов приходится на сервера, 26 процентов касаются так называемого бесключевого доступа, еще 12 процентов — бортовой телематики.

Пилотный проект в сфере транспортной кибербезопасности в 2025 году запустит оператор системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Технология позволит принудительно приземлять гражданские беспилотники. Еще одна технология позволит пресекать несанкционированные подключения к БАС. То есть будет сделан еще один шаг к безопасному использованию.

Читайте также:

• Артем Шейкин: В 2030 году россияне поедут на беспилотных такси