Почему уже опасно ездить на «шипах»
Водителям рекомендовали сменить зимнюю резину на летнюю

В конце недели в Центральной России синоптики прогнозируют июньскую погоду — ожидается до 20 градусов по Цельсию. В таких условиях езда на шипованной резине может быть опасна увеличением тормозного пути, ухудшением управляемости машины, потерей шипов и более дорогим сервисным обслуживанием. В общем, пора переобуваться, в один голос говорят эксперты. «Парламентская газета» узнала, как ездить безопасно и кому грозят штрафы за «шипы» в теплое время года.
Весна автомобильная
Погода больше не будет преподносить автомобилистам сюрпризы: столбики термометров в центре России окончательно перешли через ноль, к середине недели воздух прогреется до 18-19 градусов, а к выходным стоит ожидать и вовсе июньскую погоду — до 23 градусов Цельсия.
Менять резину уже можно и нужно, напомнили автомобилистам эксперты, в числе которых научный руководитель Гидрометцентра России Роман Вильфанд. Переобуваться следует, когда в течение хотя бы пяти дней ночные температуры не опускаются ниже 5-7 градусов, напомнил он «Парламентской газете».
«При этом определенного срока для автомобильной весны нет — она наступает при необходимых погодных условиях», — заключил Вильфанд.

Тем, кто заменил колеса раньше, сейчас можно выезжать на дорогу, не беспокоясь о безопасности своей и окружающих, но, как всегда, строго соблюдая правила, напомнил автоэксперт, член Общественной палаты РФ Александр Холодов. «Если вы переобулись раньше, то лучшим вариантом для вас в условиях недавних внезапных снегопадов было бы припарковать авто на несколько дней в гараже и воспользоваться общественным транспортом, — объяснил он. — Понимаю, что таких сознательных немного. Но хочу сказать, что они не только рисковали жизнью и здоровьем, но и собственными деньгами, ведь езда не по погоде грозит более дорогим сервисным обслуживанием.
Летняя? Зимняя? Всесезонная!
Особенность зимних шипованных шин, продолжил Александр Холодов, не столько в наличии шипов, сколько в составе резины, свойства которой изменяются в зависимости от температуры воздуха. Летние покрышки на морозе твердеют, превращая колеса в подобие лыж, сравнил эксперт. А зимние шины на горячем асфальте могут превращаться в желе, быстрее стираться и не обеспечивать нужного сцепления с дорогой.

Некоторые водители предпочитают так называемые всесезонные шины. «Но я называю их демисезонными, — сказал Холодов. — Они неплохи при температуре от -10 до +10 градусов, поэтому наилучшим образом подходят для такого переходного периода, как сейчас. Но опять же, понимаю, что ездить на монтаж так часто вряд ли будут многие».
Ездить на «шипах» в теплое время года может быть опасно по нескольким причинам:
Увеличение тормозного пути: металлические зубья мешают протектору создавать плотный контакт с поверхностью дороги.
Ухудшение управляемости: поездки на шипованных шинах сопряжены с увеличением времени реакции автомобиля на маневрирование.
Потеря шипов: такое возможно при размягчении шин на теплом асфальте в случае резкого торможения.
Повышенный расход топлива: шипованные шины, как считается, увеличивают среднее потребление бензина на 1-1,5 литра.
Нештрафуемая весна
С 2023 года в России действуют штрафы за езду на зимней резине летом и наоборот. Кроме того, нельзя использовать машину, если зимние шины установлены не на все четыре колеса. Эти санкции сезонные: 500 рублей или предупреждение можно заработать в июне, июле и августе и в декабре, январе и феврале. То есть сейчас инспектор на дороге не имеет права предъявить водителю за неправильные шины.
Нарушения дорожные инспекторы смогут выявлять путем визуального осмотра, ведь шины имеют специальную маркировку, рассказал «Парламентской газете» руководитель экспертно-методологического отдела центра «Движение без опасности» Владимир Бахарев. Он также обратил внимание, что при таком нарушении по правилам запрещена именно эксплуатация авто, а не движение. То есть можно следовать к месту ремонта или парковки.
Что касается штрафов только летом и зимой, то это, по словам Бахарева, компромисс, ведь перед их введением долго спорили о том, когда приходит лето и зима в разные регионы. Кодекс об административных правонарушениях един для всех россиян, а вот сезоны в Сочи и Якутске сильно различаются.
Читайте также:

Ещё материалы: Роман Вильфанд