Плата за электричество может снизиться
Минэнерго рассказало «Парламентской газете» о новых правилах присоединения потребителей к сетям
Волокита сетевиков с удовлетворением заявок граждан на присоединение их жилого или дачного домика к льготным 15 киловаттам на том основании, что «в стране не хватает мощностей», скоро закончится. Министерство энергетики усовершенствовало порядок определения стоимости присоединения новых потребителей к сетям общего пользования. Всё неиспользуемое предприятиями электричество обяжут оплачивать отдельно или передавать другим, более нуждающимся в ресурсах потребителям.
В ближайшее время соответствующие проекты федерального закона и постановления Минэнерго планирует представить в Правительство. В Государственной Думе и в Совете Федерации уверены, что принятие документов поспособствует установлению в стране более справедливых тарифов на электричество с учётом интересов граждан и крупных предприятий. Эффективное использование резервных мощностей, по мнению экспертов, позволит уменьшить стоимость киловатта на вторичном рынке на пять процентов.
Берёшь лишнее — плати или возвращай
По действующему законодательству, любой гражданин России может потребовать от сетевой компании подключить его недвижимость к общим сетям за 550 рублей, чтобы получить в распоряжение 15 кВт. Более крупные потребители — предприятия и организации — как правило, подключаются к сетям мощностью до 150 кВт, а ещё крупнее — заводы и фабрики — до 670 кВт. При этом граница дозволенного потребления очерчивается по верхней планке, но редко кто из потребителей использует больше половины отпущенных по закону киловатт. Остальная часть «замораживается» и пропадает втуне.
По данным энергетиков, при пиковой годовой нагрузке в 150 ГВт на долю предприятий приходится суммарная мощность 72 ГВт. Из них ежегодно вырабатывают только 29 ГВт.
В Минэнерго отмечают, что такая патовая ситуация с резервными мощностями длится годами, что создаёт колоссальную нагрузку на сетевиков. Ежегодно к ним поступает около 500 тысяч заявок на новые подключения, которые должны быть удовлетворены. А где взять мощности для них? Можно было бы забрать у предприятий ненужную электроэнергию, но закон это строго запрещает. Приходится тратить деньги на строительство новых генераций, что с учётом описанных объёмов «замороженного» электричества кажется нелепым.
Такое положение вещей и пытаются сегодня изменить в Министерстве энергетики. В пресс-службе ведомства «Парламентской газете» пояснили, что в настоящее время в министерстве «совместно с коллегами из других ведомств в рамках исполнения ряда поручений Правительства РФ проводится работа по поиску способов совершенствования подходов к порядку определения стоимости присоединения новых потребителей». Собеседник издания отметил, что новые механизмы будут учитывать интересы как новых потребителей, так и ранее присоединённых, «которые оплачивают сейчас часть затрат сетевых организаций на присоединение новых потребителей в составе конечных цен на электроэнергию».
При этом, по заверению председателя Комитета Госдумы по энергетике Павла Завального, инициатива министерства не предусматривает повышение тарифов для населения. Речь идёт о механизме, который обяжет предприятия дополнительно оплачивать свои неиспользуемые электромощности либо передавать их на вторичный рынок.
В Минэнерго уверены, что возвращение этого резерва позволит ФСК не тратить значительные средства на постройку новых инфраструктурных объектов, а направить их на модернизацию существующих. Выгода от этого почувствуется сразу. По расчётам представителя «РусГидро» Лады Линкер, в случае перераспределения «замороженных» мощностей на вторичном рынке тарифы на электричество понизятся на пять процентов.
В Совете Федерации есть свои предложения
На сегодня позицию Правительства относительно предложенной Минэнерго концепции реформирования отрасли в целом можно назвать позитивной: её поддержали премьер-министр Дмитрий Медведев и зампред Дмитрий Козак. Однако вокруг инициативы продолжаются дискуссии между крупной индустрией и профильными министерствами.
Напомним, что вопросы, касающиеся обострения ситуации с использованием резервов сетевой мощности, не раз обсуждались на площадке Совета Федерации. Более того, 7 ноября прошлого года в ходе пленарного заседания председатель палаты регионов Валентина Матвиенко поручила Комитету по экономической политике и Комитету по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера в срочном порядке рассмотреть со всех сторон проблему и направить в Правительство предложения, которые реально стимулировали бы использование «ненужного электричества».
Комментируя ранее непростую ситуацию, сенатор Сергей Лукин акцентировал внимание на том, что отсутствие в действующем законодательстве механизма экономического стимулирования отказа от длительно неиспользуемых резервных мощностей приводит к тому, что сетевые организации вынуждены повышать объёмы инвестиций в реконструкцию и увеличение мощностей центров питания.
«Соответственно, это влечёт за собой рост тарифов для населения и конечных потребителей. А в некоторых случаях увеличение трансформаторной мощности технически невозможно», — отмечал законодатель.
По словам Лукина, регионы сегодня остро нуждаются в кардинальном решении проблемы. Вовлечение ими в хозяйственную деятельность неиспользуемых мощностей позволит повысить инвестиционную привлекательность «и дать дополнительный импульс жилищному строительству».
В качестве возможной меры воздействия на неуступчивых потребителей (кроме населения и приравненных к нему категорий) сенаторы уже предложили механизм влияния. Для тех, кто не откажется и не перераспределит избытки мощностей, плата ежегодно будет увеличиваться на пять процентов от стоимости объёма резерва, исходя из экономически обоснованной ставки на содержание сетевых объектов. К 2022 году плата за резерв для таких потребителей поэтапно увеличится до 20 процентов от стоимости резерва.
Экономически справедливый тариф
И всё-таки законопроект Минэнерго решает существующие проблемы сетевого комплекса лишь отчасти, пояснил «Парламентской газете» Павел Завальный.
«На сегодня задача состоит не столько в снижении тарифов, сколько в установлении их справедливых и экономически правильных параметров, — уточнил депутат. — Помимо неиспользованных резервных мощностей, в стране по-прежнему остро стоит проблема перекрёстного субсидирования между потребителями — населением и промышленными предприятиями. В настоящее время здесь наблюдается явный дисбаланс. Стоимость электричества для населения на 30-40 процентов меньше, чем для предприятий. А при советской власти было наоборот, хотя страна и называлась государством социальной справедливости. Получается, что промышленность субсидирует население. И объём таких субсидий составляет 220 миллиардов рублей ежегодно».
Если рассматривать эти деньги с экономической точки зрения, то эти 220 миллиардов — это и есть совокупный объём снижения темпов развития российской экономики. И так как отпуск электричества идёт по цене ниже себестоимости, это закономерно приводит к торможению развития электросетевого хозяйства.
Тариф для населения должен повышаться по формуле «инфляция плюс», а для предприятий — «инфляция минус». Если использовать эту формулу, то, по расчётам экономистов, через 12 лет произойдёт естественная балансировка тарифов.
Выправлять такую ситуацию просто за счёт увеличения тарифов для населения Завальный считает контрпродуктивным.
«Тариф для населения должен повышаться по формуле «инфляция плюс», а для предприятий — «инфляция минус». Если использовать эту формулу, то, по расчётам экономистов, через 12 лет произойдёт естественная балансировка тарифов и энергосистема придёт эволюционным образом к настоящей стоимости электроэнергии и для населения, и для промышленности», — поделился прогнозами парламентарий.
В то же время депутат подчеркнул, что уход от «перекрёстки» должен начаться не раньше, чем реально начнут расти доходы населения.
«И тогда можно выравнивать диспропорции, в том числе за счёт повышения эффективности всего электросетевого комплекса, не перекладывая через повышенный тариф на население, — уточнил Павел Завальный. — Мы всё-таки идём по пути эволюционных реформ, а не революционных. В энергетике мы обладаем крупнейшими в мире запасами ресурсов, поэтому можем себе это позволить по сравнению с другими странами, в том числе нашими ближайшими соседями».
Ещё материалы: Дмитрий Медведев, Валентина Матвиенко, Павел Завальный, Сергей Лукин