Песни Великой Победы: «Вставай, страна огромная!..»
Как «Священная война» — песенный гимн Великой Отечественной — каждый день поднимала советский народ на битву с фашизмом
У каждого времени свои песни. Есть среди них однодневки, а есть песенные шедевры, которые становятся символами эпохи. Эпоху Великой Отечественной войны и Победы над нацизмом для нашей страны, без сомнения, прежде всего олицетворяет «Священная война», музыку которой написал Александр Александров на стихи Василия Лебедева-Кумача. Как родилась эта знаменитая песня, почему она заменила «Интернационал» в эфире Всесоюзного радио и кто исполнил ее в НАТО — в нашем материале.
Великие песни великого времени
На фасаде здания Белорусского вокзала 6 мая 2005 года в канун 60-летия Великой Победы торжественно открыли необычную мемориальную доску. Не в память о знаменитой личности, а в честь выдающегося события — первого исполнения песни «Священная война» уже в июне 1941-го при отправке на фронт тысяч советских солдат.
«Это было великое время тягчайших испытаний, а великое время всегда рождает великие песни, — сказал нашему изданию председатель песенной комиссии Союза композиторов России, народный артист РФ Олег Иванов. — Лучшие из них донесли до нас мощный сгусток энергии, которая, я бы сказал, передается из поколения в поколение буквально на генном уровне. Конечно, современная молодежь увлечена в первую очередь своей музыкой, но я не раз замечал, что военные песни без преувеличений пробуждают в них то, что испытывали деды и прадеды, что пережила страна».
Этот феномен, подчеркнул композитор, до сих пор не в полной мере изучен и осмыслен. При этом он считает, что все началось именно с Лебедева-Кумача, на призыв которого тут же творчески откликнулся Александров.
Стихи, не оставлявшие никого равнодушным, появились в один день, 24 июня, в «Известиях» и «Красной звезде», отметил Олег Иванов, а это означает, что поэт смог перенести свои чувства на бумагу и отнести или отослать текст в редакции до полудня предшествовавшего выходу газеты дня. Публикации такого значения в то время были невозможны без утверждения в Кремле. А такие согласования тоже требуют времени.
Разумеется, в творчестве все бывает. Однако есть сведения, что первые варианты поэт вчерне набросал задолго до 22 июня под впечатлением от гитлеровских захватов европейских стран. Приближение войны ни для кого в СССР не было секретом. И каждый готовился к ней по-своему. Оружие поэта — слова. Чтобы предварительно собрать самые нужные и уместные, достаточно предвидения и предчувствия.
Видимо, так произошло и с эмоциональным шедевром Лебедева-Кумача. Угроза, превратившаяся из абстрактной в реальную, помогла стремительно отточить текст, на едином дыхании придать ему будоражащую, разящую силу.
Неофициальный гимн
Вверху справа первой полосы того самого номера «Известий» — в «шпигеле», как говорили старые газетчики, — легендарный лозунг: «Враг будет сокрушен, разбит. Победа будет за нами!». Под ними огромный портрет Сталина. Знаменитое стихотворение Лебедева-Кумача помещено ниже. Левее — Указ Верховного Совета СССР «О военном положении». А под «Священной войной» — крохотное сообщение о… делах в колхозах Кубани. На той же странице первые военные сводки и полный текст позавчерашнего радиовыступления Молотова, сообщившего о нападении Германии «без объявления войны».
Казалось бы, в таком обрамлении скромно размещенному стихотворению не мудрено и потеряться. Но, как известно, мал золотник, да дорог. Тем более что многократно усилить его помогла гениальная музыка.
«Руководитель Краснознаменного ансамбля Красной армии Александр Александров прочел стихи в газете, и они произвели на него такое впечатление, что музыка возникала сама собой, — рассказал Олег Иванов. — Под рукой не оказалось нотной бумаги, и композитор мелом на доске перед оркестрантами набрасывал ноты. Всего через сутки — 26 июня — весь ансамбль собрался на площади Белорусского вокзала и исполнил «Священную войну» для бойцов, отправлявшихся на битву с врагом. Впечатление было ошеломляющим. Песню требовали повторять вновь и вновь».
Вскоре состав ансамбля поредел, многие хористы и оркестранты отправились вслед за бойцами первых эшелонов. Песня же продолжала звучать и на фронтах, и в тылу. А в страшном октябре 41-го, когда под Москвой решалась судьба всей страны, шедевр Александрова и Лебедева-Кумача стал даже неофициальным гимном.
Вместо «интернационала»
Лет тридцать назад автору этих строк посчастливилось не раз встречаться и подолгу разговаривать с драматургом и прозаиком Евгением Шатуновским. Первые месяцы войны до ухода на фронт он работал на Всесоюзном радио. И в начале октября 1941 года он получил задание руководства срочно проверить состояние записей «Священной войны», поскольку был получен приказ с 16 октября начинать ежедневное утреннее вещание именно этой, уже всей стране известной песней.
На вопрос, а как же быть с «Интернационалом», который в те годы фактически заменял отсутствующий тогда государственный гимн, Шатуновский получил ответ, что слова песни сейчас куда актуальнее.
С того дня «Священная война» звучала в утреннем эфире до 1 января 1944 года, когда ее заменил Гимн Советского Союза, музыку которого создал тоже Александр Александров на слова Сергея Михалкова и Эль-Регистана.
На Белорусский вокзал, откуда в 1941-м ушли первые эшелоны с бойцами в сторону неумолимо приближавшегося фронта, в 1945-м и в последующие годы приходили поезда, возвращавшие домой победителей. Встречали их с оркестрами, но «Священная война» на перроне и на площади звучала уже реже. Казалось, что с фашистской нечистью покончено навсегда.
Добрались до НАТО
Кстати, Евгений Шатуновский, ушедший на фронт вскоре после того, как «Священная война» вытеснила из московского эфира «Интернационал», к 45-му стал капитаном, комбатом, но, получив тяжелое ранение, был назначен близ города Торна (сегодняшней польской Торуни) комендантом освобожденного лагеря, в котором фашисты содержали пленных итальянцев, югославов, англичан, французов.
«На меня тогда все заботы упали, вплоть до развлечений», — посмеивался он. Как-то ему удалось привезти туда фронтовую концертную бригаду. Среди всего прочего они исполнили и «Священную войну». Особенно песня понравилась итальянцам, которые замучили переводчика, объяснявшего смысл текста.
«Они, как известно, народ эмоциональный, — рассказывал Шатуновский. — Когда пришла весть, что партизаны казнили Муссолини, они настоящий праздник устроили. Пришли ко мне с просьбой разрешить оркестр собрать. Музыканты были среди них, а с инструментами беда. Отправились в соседний брошенный немцами городок. Нашли в нем пару гитар, саксофон, что-то еще… В итоге ансамбль состоялся, даже дал маленький концерт. Пели свое неаполитанское, какие-то народные песни, а специально для нас исполнили «Священную войну», правда, без слов».
Судьба талантливых песен непредсказуема, считает Олег Иванов. «Одни уходят на время в тень, а потом — второе рождение! Взять знаменитую «Смуглянку» Анатолия Новикова и Якова Шведова. Сейчас мало кто помнит, что написана она до войны, посвящалась Григорию Котовскому и речь в ней шла о партизанах, сражавшихся с белыми, — напомнил он. — Композитор пытался оживить ее после 41-го, но идею отвергли, мол, сейчас не до лирических песен. А в 44-м в преддверии победы пришло время «Смуглянки». И заслуга в этом принадлежит тоже Александру Александрову. Он искал что-то новое для своего ансамбля, обратился к Новикову, и песня зазвучала».
Кстати, в 70-е Леонид Быков снял знаковый кинофильм «В бой идут одни старики» — и «Смуглянка» вновь вернулась «в строй» и стала воистину народной.
«Так и «Священной войне» забвение не грозило и грозить не могло. Где она только не звучала! Ее слушали по всему миру, например в ООН и даже в штаб-квартире НАТО, где в 2008 году ее исполнил Академический ансамбль песни и пляски Российской Армии имени Александрова», — подчеркнул Олег Иванов.
На вручении государственных наград в Кремле 12 декабря 2024 года Николай Басков, получая из рук Президента орден Почета, не без гордости сказал, что исполнял эту песню в День памяти и скорби 22 июня 2022 года у разрушенного бандеровцами мемориала Саур-Могила. А вместе с ним ее пели и добровольцы Донецкой Народной Республики и других российских регионов. Великая песня продолжает жить.