Опыт Ямала перенимают российские регионы и другие страны
Заповедный уголок Российской Арктики, край завораживающей северной природы, Ямало-Ненецкий автономный округ на сегодняшний день считается стабильным регионом, прочным фундаментом социально-экономического развития и для Арктической зоны, и для страны в целом. О том, как развивать северные территории и почему важно сохранять их этнопотенциал, «Российской Федерации сегодня» рассказал председатель парламента ЯНАО Сергей Ямкин.
- Сергей Миронович, в чем уникальность вашего региона?
- Ямал — центральная часть Российской Арктики. Более половины его находится за Северным полярным кругом. Огромная территория, низкая плотность населения. Многие населенные пункты внушительную часть года отрезаны от Большой земли. Более сорока тысяч жителей региона — это коренные малочисленные народы Севера: ненцы, ханты, селькупы. Из них почти половина ведет кочевой или полукочевой образ жизни.
Отсюда одна из особенностей законодательной повестки — необходимость увязки современной инвестиционной истории региона, формирование новых отраслей экономики, создание благоприятного делового климата с учетом сохранения этнопотенциала и традиционного природопользования. Этим задачам отвечает региональная Стратегия социально-экономического развития.
- Каким образом формируется налоговая политика исходя из экономических возможностей региона?
- Мы активно используем свое право устанавливать особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, а также основания и порядок их применения. Поэтому принимаемые законы ориентированы на формирование благоприятных условий для ведения предпринимательства, увеличение налоговых доходов и рост числа физических лиц, вовлеченных в него, увеличение налоговых доходов в бюджетную систему автономного округа, развитие инвестиционной деятельности и защиту наиболее уязвимых слоев населения.
Были пересмотрены нормы региональных налоговых преференций, что позволило эффективно сформировать стратегические проекты регионального развития. При этом использовали практически все инструменты: налоговые каникулы, пониженные ставки налогообложения, корректирующие коэффициенты, патенты. Расширен перечень лиц, в отношении которых применяется эта поддержка.
Кроме того, развитию производства и отраслей поспособствовал и принятый региональный закон «О промышленной политике в Ямало-Ненецком автономном округе», регулирующий правоотношения между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере промышленности, организациями, входящими в состав институтов поддержки указанной деятельности, органами госвласти автономного округа и органами местного самоуправления. При этом этот документ не только дополнил понятийный аппарат федерального законодательства, но и определяет цели, задачи и принципы промышленной политики в автономном округе.
- Какие еще региональные приоритеты закреплены на законодательном уровне?
- Во-первых, сформирована Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера. Был принят важный внутриполитический документ развития традиционных отраслей и жизнедеятельности коренных народов Севера — «Народная программа», созданная по итогам обобщения 27 госпрограмм и объединившая их финансовые ресурсы. Заработали региональные законы «Об оленеводстве» и «Об аквакультуре (рыбоводстве), рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Также мы работаем над корректировкой федерального закона о личном подсобном хозяйстве. Считаем, что необходимо закрепить возможность оленеводов-частников получить статус личного подсобного хозяйства, чтобы стать полноправным получателем господдержки как «сельхозтоваропроизводитель».
Другим важным направлением работы парламента является создание условий для развития территориального общественного самоуправления. Для этого скорректированы законы о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, в том числе по осуществлению контроля за сохранностью жилых помещений, предоставлению мер социальной поддержки и налоговых льгот, организации качественных услуг в сфере образования и здравоохранения.
Мы прекрасно понимаем важность финансовой поддержки национальных общественных объединений, религиозных организаций, социально ориентированных некоммерческих организаций. С этой целью сформирована необходимая нормативная правовая база, регулирующая порядок оказания такой поддержки.
Еще одна из главных задач, которую мы законодательно закрепили на региональном уровне, — это цифровизация управленческих процессов. Таким образом, принимаемые законы позволяют достигать показателей национальных проектов.
- Ямал — один из субъектов Российской Федерации, где до сих пор сохранился естественный прирост населения. За счет чего это происходит?
- Действительно, это так, Ямал остается одним их лидеров в вопросах демографии. Пристальное внимание уделяется семейной политике, материнству и детству, защите прав несовершеннолетних. Принят целый пакет социальных льгот для института семьи. На федеральном уровне узаконена ямальская инициатива по усыновлению лицами из числа коренных малочисленных народов Севера детей, оставшихся без попечения родителей. До 2024 года продлено право ямальцев на материнский капитал в 500 тысяч рублей, упрощена процедура его оформления и выдачи.
Ямал — часть Российской Арктики с территорией 800 000 квадратных километров и населением 540 000 человек, представляющих 128 народностей
Так, на заседании Законодательного Собрания ЯНАО 26 ноября мы внесли изменения в закон о ставках транспортного налога на Ямале, освободив многодетные семьи от их уплаты независимо от мощности двигателя легкового автомобиля.Кроме того, в автономном округе достаточно активны миграционные процессы, которые наложили свой отпечаток на общую демографическую картину, прежде всего за счет дислокации масштабных инфраструктурных проектов, стратегически важных для России.
- На Ямале получил развитие проект «Кочевая школа». В чем заключается его особенность?
- Суть в том, что с ребятами из кочующих семей занимаются специальные педагоги, которые круглый год ездят вместе с бригадой оленеводов, состоящей обычно из двух-трех семей. В такой школе могут обучаться в среднем дети до 12 лет. Это альтернатива более распространенной до сих пор системе обучения в школах-интернатах. Регион стал пилотным субъектом для апробирования модели «кочевой школы», и я хочу заострить внимание на необходимости ее нормативного закрепления. Это новый подход к повышению качества образования с учетом особенностей территории.
Арктические проекты радикально отличаются от других своей спецификой, и их реализация требует нестандартных подходов. Но до сих пор в нормативной базе Министерства просвещения РФ отсутствуют положения, предусматривающие данную модель образования как альтернативную — в условиях труднодоступности. Наши предложения по закреплению данных норм были учтены в решении Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и рекомендованы федеральным органам государственной власти для проработки. Надеемся, что вопрос будет урегулирован в ближайшее время.