На отдых детей, лекарства для сердечников и ремонт школ денег нужно добавить
Госдума предлагает учесть предложения депутатов при рассмотрении в первом чтении проекта федерального бюджета 2024-2026
Комитеты Государственной Думы поддержали проект бюджета на следующие три года, при этом 24 комитета представили замечания и предложения, которые возможно реализовать при подготовке законопроекта ко второму чтению или в ходе исполнения федерального бюджета в 2024 году. Об этом говорится в заключении бюджетного комитета Госдумы, который рекомендовал принять проект главного финансового плана страны на грядущую трехлетку в первом чтении. При этом профильный комитет отмечает ряд задач, которые необходимо будет выполнить в ходе его исполнения в следующем году. Их предложено включить в постановление палаты при рассмотрении документа 26 октября.
В частности, депутаты предлагают увеличить финансирование комплексного развития сельских территорий, программы вовлечения в оборот земель сельхозназначения и поддержку экспорта продовольственной продукции. Не менее важно, по мнению народных избранников, повысить бюджетные траты на повышение эффективности службы занятости, доступности населения к интернету в малых городах, а также предоставление грантов вузам в области кинематографии на производство студенческого кино.
Денег станет больше
В проекте постановления рекомендуется принять проект федерального бюджета 2024-2026 в первом чтении, утвердив его основные характеристики. Согласно документу, доходы бюджета в 2024 году прогнозируют на уровне 35 триллионов рублей, в 2025-м — 33,5 триллиона, в 2026-м — 34,1 триллиона. Нефтегазовые доходы после роста до 7,6 процента ВВП в 2022 году прогнозируются на уровне 6,4 процента ВВП в 2024 году. Но к 2026 году показатель снизится по отношению к ВВП до 5,6 процента. В целом же нефтегазовые доходы в 2024 году ожидаются на уровне 11,5 триллиона рублей, в 2025-м — 11,7 триллиона, в 2026-м — 11,4 триллиона.
Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета на прогнозном горизонте 2024-2026 годов в целом будут стабильны на уровне порядка 11-12 процентов ВВП, за исключением 2024 года, когда их уровень составит 13,1 процента ВВП на фоне восстановления экономического роста после спада в 2022 году.
Ненефтегазовые поступления в бюджет достигнут в следующем году 23,5 триллиона рублей, в 2024-м — 21,7 триллиона, а в 2026-м — 22,6 триллиона рублей.
Расходы федерального бюджета вырастут до 36,6 триллиона рублей в 2024 году, спустя год они снизятся до 34,4 триллиона и в 2026-м окажутся на уровне 35,6 триллиона рублей.
Объем госдолга в 2024 году достигнет 32,5 триллиона рублей, в 2025 году — 35,8 триллиона, в 2026 году — 40,1 триллиона рублей.
При этом объем Фонда национального благосостояния будет только расти: в 2024 году он увеличится до 13 триллионов рублей, в 2025-м — до 14,8 триллиона и в 2026-м достигнет 16,7 триллиона рублей.
Доходы регионов в 2024 году в Правительстве прогнозируют на уровне 22,4 триллиона рублей, в 2025-м — 23,018 триллиона и в 2026-м — 24,1 триллиона. Расходы, соответственно, 22,4 триллиона рублей, 23,5 триллиона и 24,1 триллиона рублей.
Потребуется добавка
Депутаты рекомендуют Правительству и бюджетному комитету при подготовке проекта бюджета ко второму чтению для безусловного выполнения поручений Президента РФ учесть выделение дополнительных средств на создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, расширение программы «Профессионалитет» и развитие образовательно-производственных центров. Кроме того, деньги потребуются на стимулирование спроса на отечественные автомобили и создание или развитие центров инженерных разработок на базе вузов и научных организаций.
При этом между регионами необходимо обеспечить распределение средств на модернизацию первичного звена здравоохранения, поддержку граждан на основании социального контракта и единовременные выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского капитала при рождении второго ребенка в субъектах Дальневосточного федерального округа.
Потребуются деньги и на капитальный ремонт школ, создание модельных муниципальных библиотек и ремонт автомобильных дорог регионального и местного значения. В то же время депутаты рекомендуют Правительству ко второму чтению проекта бюджета увеличить финансирование лекарственного обеспечения пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями, создание быстровозводимых объектов отдыха и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне.
Также следует прибавить денег на комплексное развитие сельских территорий, вовлечение в оборот земель сельхозназначения и поддержку экспорта продовольственной продукции. Не менее важно повысить бюджетные расходы на повышение эффективности службы занятости, доступности населения к интернету в малых городах и предоставление грантов вузам в области кинематографии на производство студенческого кино.
Помимо этого, дополнительные деньги следует направить на комплексную программу модернизации общественного транспорта, поэтапно увеличивая финансирование программы из федерального бюджета на сумму не менее 15 миллиардов рублей ежегодно.
В проекте постановления также предлагается ко второму чтению включить дополнительное финансирование в 2026 году госпрограммы социально-экономического развития Калининградской области и предусмотреть 5 миллиардов рублей на приоритетные мероприятия ФГБУ «НИИ ЦПК им. Ю.А. Гагарина».
Замечания депутатов
Вместе с тем при рассмотрении проекта бюджета без внимания депутатов не остались недочеты: 24 думских комитета представили замечания и предложения, которые возможно реализовать при подготовке законопроекта ко второму чтению или в ходе исполнения федерального бюджета в 2024 году.
К примеру, в 2023 году кабмин не отказался от неэффективных госпрограмм. Поэтому в своем заключении бюджетный комитет рекомендует Правительству продолжить работу в этом направлении в ходе подготовки к следующему бюджетному циклу.
Также кабмину необходимо подготовить поправки, предусматривающие внесение их вместе с проектом федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период материалов по всем объектам капитального строительства и приобретаемым объектам недвижимого имущества, на которые предусматривается выделение бюджетных средств. До настоящего времени такие предложения не подготовлены.
Комитет отмечает, что впервые не выполнена почти половина (23 из 56) рекомендаций Государственной Думы, содержащихся в постановлениях палаты, принятых при рассмотрении прошлого проекта федерального закона о федеральном бюджете. «Необходимо решить все сохранившие свою актуальность задачи, не выполненные в ходе исполнения федерального бюджета в 2023 году и решение которых не предусмотрено в рамках представленного законопроекта», — резюмируют члены профильного комитета в своем заключении.
Читайте также: