Матвиенко попросила Минпросвещения посмотреть на воспитание стратегически
Главу Совфеда насторожила увлечённость чиновников международными исследованиями качества образования
ФОТО: ПРЕСС-СЛУЖБА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ
По итогам обсуждения в Совете Федерации нацпроекта «Образование» не удалось создать системного понимания: какие поставлены цели и как они будут достигнуты. Такую точку зрения высказала на правительственном часе с участием министра просвещения Сергея Кравцова Валентина Матвиенко.
Вместо ответов на актуальные для 80 миллионов граждан страны вопросы (а именно столько россиян напрямую затрагивает национальный проект) министр представил сенаторам сомнительные данные зарубежных исследований о качестве образования в России.
Очередей в детсадах не будет
Доклад Сергея Кравцова в Совете Федерации изобиловал цифрами. 2021 год, по его словам, ознаменуется масштабным строительством школ и детских садов. В 2020 году было создано 122 тысячи новых мест в детских садах. В этом году их станет больше ещё на 112 тысяч, что, по мнению главы Минпросвещения, позволит практически решить проблемы с очередями в дошкольные учреждения. Впервые в России запускается беспрецедентный по своим масштабам проект строительства новых школ, проинформировал сенаторов глава ведомства. За четыре года планируется построить 1910 новых школ, к реализации проекта привлекут 300 млрд рублей средств инвесторов. В этом году, добавил он, впервые были профинансированы все 27 тысяч сельских школ.
По данным международных исследований, Россия — на первом месте в мире по качеству начального образования, и на пятом — по качеству естественнонаучного образования в 4-х и 8-х классах. Каждая третья школа в стране имеет потенциал для улучшения результатов образовательной работы, особенно это касается 8-9-х классов, отметил Кравцов, в этот раз со ссылкой на исследование PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся). К снижению качества знаний, как заявил Кравцов, ведёт смещение акцентов в обучении и децентрализация в системе образования. Такой вывод глава ведомства сделал, изучив опыт Финляндии и Гонконга, которые раньше занимали первые места в международных образовательных рейтингах, а теперь это лидерство утратили.
Дистант не заменит традиционных уроков
Не обошёл стороной глава Минпросвещения и актуальную для каждой семьи, где есть ребёнок школьного возраста, тему дистанционного образования. «Никогда дистанционные технологии не заменят традиционного образования», — заверил Кравцов и уточнил, что сегодня все школы открыты во всех регионах, за исключением тех, где объективно введён карантин. В Минпросвещения рассчитывают, что со стабилизацией эпидемической ситуации острой необходимости в массовом дистанционном обучении не будет.
«За время дистанционного обучения мы увидели, где проблемы в каждой школе. Важно, что данные есть не в среднем, а точечно, чтобы восстановить единое образовательное пространство», — подвёл итоги дистанта глава министерства.
Для того чтобы детей не вовлекали в незаконные митинги, по мнению министра, необходима тесная связь родителей, школьников и учителей, а также комплексная работа с директорами школ. В свою очередь Минпросвещения будет проводить всероссийские родительские собрания каждый месяц, проинформировал он.
Кураторы в колледжах пока остались без доплаты
Однако из выступления главы Минпросвещения сенаторам так и не удалось понять, что представляет, с точки зрения министерства, сам нацпроект «Образование». Также они не получили и ответы на некоторые другие вопросы.
Например, сенатор от Крыма Ольга Ковитиди подняла тему выплат из федерального бюджета кураторам групп техникумов и колледжей. «Министерством не рассмотрен вопрос изыскания финансирования для кураторов групп (классных руководителей) в организациях профессионального образования, которые выполняют аналогичную, а порой и более сложную воспитательную работу, но никаких выплат за осуществляемую воспитательную работу не получают», — констатировала парламентарий.
По мнению Валентины Матвиенко, нацпроект «Образование» — это не только количество построенных детских садов и школ. Министр практически ничего не сказал о среднем профессиональном образовании, а это — по словам Матвиенко, проблема из проблем. Также председателя палаты очень насторожила увлечённость международными исследованиями качества образования в РФ. «По-моему, это не тот путь, по которому надо идти министру просвещения России», — сказала председатель Совфеда. В России, подчеркнула она, всегда гордились нашей системой образования, которая считается одной из лучших в мире, и у нас достаточно своих собственных сил самим разобраться с качеством образования.
В некоторых предложениях министерства, по мнению Матвиенко, присутствует «поверхностный подход». Так, сейчас в школах везде вводится должность советника по воспитательной работе. «И у нас всё будет хорошо в плане воспитания, но это далеко не так», — считает спикер палаты. По её словам, в Совете Федерации ждут, что в Минпросвещения посмотрят на воспитание стратегически и представят цельную картину понимания министерством данных вопросов. Для более серьёзного и обстоятельного разговора по всем этим темам министра ещё раз пригласят в Совет Федерации.
Раскритиковав министра за отсутствие стратегии по отношению к ключевым задачам нацпроекта, Валентина Матвиенко поблагодарила российских педагогов, которые в условиях пандемии на не очень больших зарплатах делают очень важную для государства работу: обучают и воспитывают наших детей.