Маркетплейсам предложили выявлять подделки
В Минэкономразвития хотят защитить производителей российской одежды от плагиата

Одежду российских брендов носят Мадонна и Леди Гага, а в самой России она с успехом заменяет продукцию ушедших западных производителей. Но популярность имеет и обратную сторону — идеи копируют, и авторам приходится с переменным успехом защищать свои права в суде. Предпринимателям креативных индустрий нужно больше образовательных программ, и рассказывать об интеллектуальном праве необходимо со школьной скамьи. А для маркетплейсов предлагают ввести дополнительную ответственность за продажу копий зарегистрированных брендов. Что необходимо российским модельерам и дизайнерам для защиты от плагиата, выясняла «Парламентская газета».
Не вдохновился, а украл
В Совете Федерации на круглом столе 23 апреля обсудили вопросы защиты интеллектуальной собственности в моде, промышленном дизайне и архитектуре. Рассматриваемая тема находится на стыке творчества, права и экономики, сказала председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. Важно обеспечить баланс интересов правообладателя, пользователя, государства и общества, подчеркнула сенатор.
«По некоторым оценкам, индустрия моды превышает два триллиона долларов глобального рынка. Но ее ахиллесова пята — копирование. Дизайнеры сталкиваются с парадоксом — чтобы оставаться актуальными, они должны делиться идеями, но это делает их уязвимыми для реплики», — сказала Гумерова.
Слова сенатора на своем примере подтвердила основатель модного бренда одежды Ирина Ларикова. Она рассказала, что вечерние наряды бренда носят Дженнифер Лопес, Мадонна, Пэрис Хилтон и другие мировые звезды. При этом с 2020 года основательнице приходится отстаивать свои авторские права и защищаться от копий, в том числе и за рубежом. Например, когда начались переговоры по продаже одежды с одним из главных универмагов Москвы, его представители заверили, что уже продают платья бренда, хотя это были копии.
Ситуация, когда человек регистрирует свой товарный знак и вынужден затем его защищать и узнавать, что в крупных торговых центрах есть якобы его вещи, неправильна, отметила директор департамента стратегического развития и инноваций Минэкономразвития Оксана Сотникова.
«Его задача теперь — настигать нарушителей и тратить время на судебные тяжбы. В этой последовательности вещей должна быть какая-то наша реакция», — сказала представитель ведомства.
Возможно, стоит рассмотреть вопрос обязанности маркетплейсов и торговых сетей проверять регистрацию товарного знака, а нарушителей — привлекать к соразмерной ответственности. Речь идет о тех, кто намеренно продает реплики и подделки.
Рассказать о защите прав
Не хватает представителям креативных индустрий и знаний о том, как эффективно защищать свои интеллектуальные права. 35 процентов из них по итогам опроса имеют лишь первичное представление об интеллектуальной собственности, сказал на круглом столе генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов. Еще 10 процентов признались, что знают очень мало. Поэтому образование и наличие цифровых сервисов в управлении правами имеет очень высокое значение, отметил Намаконов.
Для образования в этой сфере важно использовать все форматы, считает Лилия Гумерова. Информационный блок, секции или сессии по интеллектуальной собственности могут быть на конференциях, выставках и показах.
«Должны быть специальные возможности для того, чтобы и просвещать наших производителей, и давать знания, и консультировать, и вырабатывать вместе решения», — сказала Гумерова.
Креативная индустрия формирует у предпринимателей потребность быть хорошими юристами, хотя это не их личный выбор, а вынужденная необходимость, сказала Оксана Сотникова. По ее словам, вопрос юридического сопровождения дизайнеров и модельеров стоит проработать. А заняться просвещением в сфере интеллектуальных прав можно еще со школьной скамьи, например, в профильных классах.
Ещё материалы: Лилия Гумерова