Все о пенсиях в России

два дня назадМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Лапта, прыжки через нарты и метание тынзяна на хорей

Во что играют школьники в российских регионах на уроках физкультуры

17.01.2023 09:00

Автор: Юлия Сапрыгина

Лапта, прыжки через нарты и метание тынзяна на хорей
  © Алексей Куденко/РИА Новости

Бей — беги - этот почти философский принцип предстоит усвоить ученикам младшей и средней школы. Обучать тонкостям старой русской игры в лапту планируют на уроках физкультуры. Такой модуль включили в реестр примерных основных образовательных программ, сообщается на сайте Минпросвещения. «Парламентская газета» выяснила у депутатов и сенаторов из разных регионов, какие традиционные игры им роднее, и узнала все про альчики, хуреш и метание тынзяна на хорей.

374 часа по желанию школы

Изучение лапты — лишь рекомендация Минпросвещения: примерные программы в отличие от обязательных школы могут выполнять по желанию. То есть играть в лапту или нет и чем ее при случае заменить, в конечном итоге будут решать в каждой отдельной школе и конкретном регионе.

В Минпросвещения объяснили свой выбор тем, что лапта дает возможности «не только для физического, но и нравственного воспитания детей, развития познавательных интересов, выработки воли и характера, формирования умения ориентироваться в окружающей действительности и воспитания чувства коллективизма».

Чтобы приобрести все эти полезные навыки, учиться лапте рекомендовано с 1-го по 11-й класс: в 1-4-х классах на нее выделят 136 часов, в 5-9-х — 170, в 10-11-х — 68 часов, а всего получается 374 часа. За это время ученики должны все узнать об истории игры, познакомиться с видами лапты, научиться техникам хвата биты, разным способам ловли и передачи меча, а также методам осаливания, защиты и нападения.

На теорию много времени не уйдет — игра на то и народная, что очень простая. Одна команда выбивает битой мяч и бежит до противоположного края поля и обратно. Другая команда должна поймать мяч и осалить как можно больше бегущих. Собственно, вот и вся теория, остальное — нюансы, с которыми лучше знакомиться непосредственно во время игры.

Другой вопрос — насколько эта старинная забава увлечет современных детей. Ведь еще в 1916 году писатель Александр Куприн сетовал, что интересная и полезная игра «к сожалению, забытая и находящаяся в пренебрежении». И это еще до всеобъемлющей популярности других не менее подвижных, но заморских игр — футбола, хоккея, волейбола и баскетбола. Если во времена Петра Первого в лапту играли почти повсеместно, она даже входила в программу подготовки Семеновского и Преображенского полков, то при Николае Втором осталась уделом разве что энтузиастов. На энтузиастах лапта держалась и в советское время: несмотря на наличие официальных соревнований, а позже и Федерации лапты, о массовой популярности речи не шло, а биты даже в спортивных магазинах не продавали, их обычно вырезали своими руками из обрезка доски, обматывая ручку изолентой во избежание заноз. Именно такими битами сотрудники редакции «Парламентской газеты», пережившие советское детство, и играли на уроках физкультуры и в пионерских лагерях.

Но сейчас, когда появился запрос на патриотизм, о лапте вспомнили. Как следует из документа, личностными результатами освоения модуля будут считаться «проявление чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России через знание истории и современного состояния развития лапты».

Для школьников со слабым здоровьем хотят ввести отдельные программы физподготовки

Метание тынзяна на хорей

Как сообщается на сайте Минпросвещения, в лапту сегодня играют в более чем 50 регионах России. Уже из этой цифры можно сделать вывод, что есть как минимум 39 субъектов, в которых предпочитают другие народные игры.

На уроках физкультуры надо учитывать особенности национальных видов спорта каждого региона и уделять внимание именно им, считает член Комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, сенатор от Ямало-Ненецкого автономного округа Григорий Ледков.

«На Ямале, например, на физкультуре делают такие упражнения, как прыжки через нарты и метание тынзяна на хорей. Для многих жителей северной тундры это необходимые навыки для выживания, и где они еще могут этому научиться, находясь вдали от дома, как не на уроках физкультуры», — сказал сенатор «Парламентской газете».

Метание тынзяна на хорей - одна из дисциплин северного многоборья. Ее цель — закинуть тынзян, веревку-аркан, на хорей, шест из дерева. Первый раз метать тынзян дети пробуют еще в 4-5 лет. К девяти годам мальчики начинают таким способом ловить маленьких оленят, а к 13 годам полностью осваивают искусство метания тынзяна.

Участник конкурса по метанию тынзяна на хорей на праздновании «Дня оленевода» в селе Ратта Красноселькупского района. © Сергей Русанов/РИА Новости

«Считаю, что в школах есть и все условия для развития национальных и других видов спортивной борьбы. Это бы повысило интерес к урокам физкультуры у молодежи», — добавил Ледков.

Дагестанские лянга и альчики

Занятия физкультурой в школе должны учитывать особенности регионов, в том числе этнические, согласен с Ледковым член Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат от Дагестана Бийсултан Хамзаев. Например, одна из распространенных игр на Северном Кавказе — лянга. Это чеканка ногой разными способами специального волана, сделанного из бараньей шерсти и кусочка свинца, рассказал депутат. Кстати, еще лет 60-70 назад в лянгу играли даже в московских дворах — футбольный мяч был редкостью и ценностью, а набить тряпичный мешочек песком и камушками можно и самому. Чеканить такой волан не проще, чем мяч, — это делают не только носком и подъемом стопы, но и пяткой, и щиколотками. Так что нужны и ловкость, и выносливость, и координация. 

Также в Дагестане любят играть в альчики — кости коленного сустава овцы или барана. Такие игральные кости подбрасывают с закруткой, выбивают своим альчиком чужой и так далее.

Еще одна традиционная игра, которая есть и у многих других народов, — выбивание подушками. Однако учить таким играм вполне можно и на внеурочных занятиях, полагает Хамзаев. «Что же касается лапты — это игра, направленная на развитие интеллекта и резвости. Для дагестанских суперактивных детей она прекрасно подойдет», — предрек парламентарий.

Тувинский хуреш

А в Туве, например, всегда была популярна национальная борьба хуреш, активно ею занимаются и сегодня, рассказал «Парламентской газете» вице-спикер Госдумы Шолбан Кара-оол, который курирует в нижней палате парламента Туву, Хакасию и Красноярский край.

Хуреш — национальная тувинская борьба в традиционных костюмах. Состязания сопровождаются многочисленными обрядами, например, перед началом борцы исполняют танец, символизирующий полет орла, который поднимается все выше и выше. Этот же танец исполняет победитель после завершения схватки. Считается, что во время этого танца борцы поклоняются Вечному Синему Небу.

«К хурешу детей мы приучаем уже в детских садах — национальной борьбой в них занимаются почти четыре тысячи юных борцов. И эта та цифра растет, потому что это одно из древнейших и любимейших состязаний. В год у нас проходит больше сотни турниров по борьбе хуреш различного уровня», — рассказал депутат.

При этом парламентарий отметил, что в регионе играют и в лапту. «Хорошо помню, в лапту дети играли с большим удовольствием до самого позднего вечера, домой было не дозваться. Игра особенно популярна среди сельских ребятишек. В сегодняшних условиях, когда дети меняют спорт на гаджеты, считаю правильной инициативу Минпросвещения о введении образовательного курса по этой старинной игре», — сказал Кара-оол.