Из школьных и вузовских программ обучения хотят исключить чужеродные заимствования
Парламентарии предложили определить ценностные основы образования в России
В законодательстве хотят уточнить принцип гуманистического характера образования в нашей стране на основе собственных духовно-нравственных ценностей и ввести требование о научной обоснованности его развития. Соответствующий законопроект группа парламентариев планирует внести в Госдуму 14 июня. Документ должен защитить систему образования от чуждых нашей стране идеалов и шаблонов, полагают законодатели.
Против чуждых идеалов
Для преодоления стоящих перед Россией беспрецедентных исторических вызовов необходимо создать условия для развития интеллектуального и духовного потенциала человека во благо Отечества, сказал «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Сергей Кабышев.
«Решающее значение здесь имеет качество системы образования — она должна формировать зрелую и ответственную личность, приобщать к богатству нашего цивилизационного наследия и вдохновлять идеей обустройства и благополучия России, прививать чувство патриотического достоинства», — пояснил депутат. Не случайно обсуждение будущего нашего образования вызывает столь серьезный резонанс — параметры системы образования воспринимаются в обществе как показатель нашего суверенитета, уверен Кабышев.
Он привел слова Президента России, который заявлял ранее о недопустимости навязывания другими странами чужих шаблонов в сфере образования и воспитания. «Насаждение чуждых идеалов и ценностей, проведение реформ в сфере образования без учета исторических традиций и опыта предшествующих поколений разрушают фундамент культурного суверенитета, подрывают основы политической стабильности и государственности. На эту угрозу обращают внимание в Стратегии национальной безопасности России 2021 года», — напомнил политик. И она требует принятия мер, направленных на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей в сфере образования, уверен Кабышев.
У российского образования свой характер
Сегодня исключительно важно, учитывая перспективы реорганизации высшей школы, четко законодательно определить ценностные основы системы образования, которая должна развиваться и функционировать исходя из безусловного примата интересов Российского государства и общества, сказал Кабышев. Группа парламентариев, по его словам, собирается внести 14 июня в Госдуму соответствующий законопроект о дополнительных мерах по сохранению ценностей российской системы образования. В числе авторов — члены Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, глава Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова и председатель Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова. «В соответствии с законопроектом предлагается наполнить ряд основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования новым содержанием, чтобы наша система образования, ее философия и организация, сама образовательная практика отвечали требованиям времени», — рассказал Кабышев.
Во-первых, документом, по его словам, предлагается уточнить принцип гуманистического характера образования в России.
«Гуманизм именно в качестве основы государственной политики и правового регулирования в соответствующей сфере не должен трактоваться в универсально-абстрактном смысле, а подлежит раскрытию, реализации на практике в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями», — говорится в пояснении к инициативе.
Во-вторых, предлагается предусмотреть принципиальное требование научной обоснованности развития системы образования Российской Федерации. «Система образования должна соответствовать уровню развития науки и техники, необходимо анализировать предпосылки последствий, рисков принимаемых в сфере образования решений, учитывать историческое наследие российского образования, педагогики и перспективные задачи развития государства и общества», — пояснил Кабышев. Исходя из этого, интеграция российской системы образования с системами образования других государств не может считаться самоцелью или приоритетом, добавил он. Международное взаимодействие возможно и необходимо, но только в логике безусловной приверженности общенациональным интересам, на равноправной и взаимовыгодной основе.
«Внесение предлагаемых изменений в общем и целом направлено на то, чтобы наша система образования жила не чужеродными заимствованиями или инерционными шаблонами, а развивалась на основе исторических традиций, которые служат источником творческой силы системы образования в интересах прогрессивного будущего», — заключил политик.
Полностью колонку Сергея Кабышева читайте здесь.
Ещё материалы: Сергей Кабышев, Ольга Казакова , Лилия Гумерова