Что вычитал у Данилевского Путин
Двести лет назад родился философ, который знал, почему Европа враждебна России
Минувший год прошел в России под знаком Федора Михайловича Достоевского, двухсотлетие которого мы отметили 11 ноября 2021-го. Нынешний проходит под знаком Николая Яковлевича Данилевского, чье двухсотлетие будет отмечаться 10 декабря. Два грандиозных юбилея великих русских консервативных мыслителей как будто специально выстроились в ряд в это историческое для России время, чтобы напоминать об их идеях гражданам нашей страны — от школьников и студентов до президента.
На чем будет основываться новый миропорядок
Выступая 27 октября на заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай», Владимир Путин процитировал и Достоевского, и Данилевского. Федора Михайловича президент вспомнил, говоря о нетерпимости современного неолиберализма. «Все это еще в XIX веке пророчески предсказал Федор Михайлович Достоевский. Один из персонажей его романа «Бесы» — нигилист Шигалев так описал выдуманное им светлое будущее: «Выходя из безграничной свободы, я заключаю безграничным деспотизмом», — заметил Путин.
Данилевский «пригодился» президенту для аргументации тезиса о многообразии мира. По его словам, Россия не бросает вызов элитам Запада, а всего лишь отстаивает свое право на существование и свободное развитие. «При этом мы сами не собираемся становиться каким-то новым гегемоном. Россия не предлагает заменить однополярность двуполярностью, трехполярностью и так далее, доминирование Запада — доминированием Востока, Севера или Юга. Это неизбежно привело бы к новому тупику», — объяснил Путин и добавил: «…хочу здесь привести слова великого русского философа Николая Яковлевича Данилевского, который считал, что прогресс состоит не в том, чтобы идти всем в одном направлении, как нас подталкивают некоторые наши оппоненты, — в таком случае прогресс скоро бы прекратился, говорит Данилевский, — а в том, чтобы «исходить все поле, составляющее поприще исторической деятельности человечества, во всех направлениях».
Смысл нынешнего исторического момента состоит в том, что перед всеми цивилизациями, государствами и их интеграционными объединениями действительно открываются возможности для своего, демократического, оригинального пути развития. Новый миропорядок должен основываться на законе и праве, быть свободным, самобытным и справедливым, убежден Президент России.
На Валдае Путин не впервые цитировал Данилевского. Еще в ноябре 2018 года, выступая на XXII Всемирном русском народном соборе, президент говорил: «В одном не сомневаюсь точно: голос России в мире будущего будет звучать достойно и уверенно. Это предопределено и нашей традицией, и нашей внутренней духовной культурой, самосознанием, и, наконец, самой историей нашей страны как самобытной цивилизации, уникальной, но не претендующей самоуверенно и хамовато на свою исключительность. Потому что невозможно представить историю человечества без таких же неповторимых цивилизаций, как Индия, Китай, Западная Европа, Америка и многих других. Это действительно многоликая сложность, каждая грань которой дополняет и обогащает друг друга. И здесь хочу напомнить слова выдающегося русского мыслителя XIX века Николая Данилевского: «Ни одна цивилизация не может гордиться тем, чтобы она представляла высшую точку развития…»
Место встречи изменить нельзя
Главные юбилейные мероприятия, посвященные двухсотлетию Данилевского, проходят в Крыму. Место встречи выбрано не случайно: он много лет жил и работал на полуострове. В октябре по инициативе Государственного совета республики состоялась научная конференция «Н.Я. Данилевский — русский гений». Николай Яковлевич Данилевский заложил идейный и теоретический фундамент современной концепции Русского мира и для Крыма, и для всей России, отметил, обращаясь к участникам форума, спикер регионального парламента Владимир Константинов. По его словам, концепция Русского мира Данилевского сегодня актуальна, как никогда. Об этом свидетельствует хотя бы то, с какой яростью на это словосочетание — «Русский мир» — набрасываются все ненавистники России, стремящиеся сдержать развитие нашей страны, остановить распространение ее влияния в современном мире.
«Очень символично и совсем не случайно такой научный диалог происходит именно в Крыму. Здесь создан его основополагающий труд — «Россия и Европа», здесь находится святое место его захоронения, здесь неоднократно происходили знаковые, поворотные в формировании Русского мира события. Где еще, как не в Крыму, говорить о перспективах развития нашей цивилизации, или, по определению Данилевского, нашего культурно-исторического типа?!» — заметил Константинов.
В день рождения мыслителя, 10 декабря, пройдет заседание консервативного Ливадийского политического клуба, который был создан в 2018 году как неформальное объединение сторонников идеи Русского мира. «Название клуба и место проведения его ежегодных заседаний в Ливадийском дворце символизирует преемственное единство между имперской, советской и современной эпохами развития Русского мира», — говорилось в решении о его создании. Среди тех, кто поставил свои подписи под резолюцией об учреждении клуба, — историки и политологи Сергей Киселев и Андрей Никифоров, директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин, президент Фонда развития институтов гражданского общества Алексей Кочетков, профессор Высшей школы экономики Дмитрий Евстафьев, директор Института Русского зарубежья Сергей Пантелеев, философы и публицисты Борис Межуев и Дмитрий Выдрин и многие другие, включая автора этих строк.
Данилевский был крупнейшим русским философом XIX века — без преувеличения, властителем дум тогдашней патриотической России. Чтобы познакомиться с мыслителем, Лев Николаевич Толстой пешком ходил из Симеиза в Мшатку, а это, между прочим, двадцать километров. Федор Михайлович Достоевский называл «Россию и Европу» «будущей настольной книгой всех русских надолго». Однако, увы, в советские годы идейное наследие Данилевского оказалось невостребованным: впервые после 1895 года «Россия и Европа» была переиздана в нашей стране только в 1991 году.
В имении философа в Мшатке открыли пионерлагерь, а его могилу заасфальтировали и устроили над ней спортивную площадку. Из-под «асфальта забвения» мыслителя извлекли в середине девяностых годов прошлого века крымские ученые во главе с политологом и географом Сергеем Киселевым. Был среди тех, кто с киркой и ломом возвращал Данилевского к «жизни после смерти», и автор этой статьи.
Читайте также:
• Симферополь — Мелитополь: за Перекопом для нас земля есть
Око за око, зуб за зуб
По традиции участники юбилейного заседания Ливадийского клуба отдадут дань памяти Данилевскому на его могиле в «Кипарисовом зале» в Мшатке, а потом переберутся в Белый зал Ливадийского дворца, чтобы обсудить «место и роль Русского мира в формирующемся новом миропорядке».
Из далекого XIX столетия Данилевский предвидел многое из того, что происходит с нами прямо сейчас и будет происходить в будущем. Одна из глав его книги так и называется: «Почему Европа враждебна России?».
«Россия и Европа» — 1869 год.
«Дарвинизм» — 1885 год.
Запад никогда не признает нас своим, пророчески заметил философ. Он, с одной стороны, видит в России нечто чуждое, угрожающее, а с другой — хочет превратить нашу страну в материал, из которого он мог бы извлекать свои выгоды, как извлекает их из Китая, Индии, Африки, большей части Америки, материал, который можно формировать и обделывать по своему образу и подобию.
«Не надо себя обманывать, — призывает философ. — Враждебность Европы слишком очевидна: она лежит не в случайных комбинациях европейской политики, не в честолюбии того или другого государственного мужа, а в самых основных ее интересах».
В борьбе против России Европа поддерживает любые антигосударственные силы внутри нашей страны. «И что же, переменилась хоть на волос Европа в отношении к России? Да, она очень сочувствовала крестьянскому делу, пока надеялась, что оно ввергнет Россию в нескончаемые смуты… Вешатели, кинжальщики и поджигатели становятся героями, коль скоро их гнусные поступки обращены против России. Защитники национальностей умолкают, коль скоро дело идет о защите русской народности, донельзя угнетаемой в западных губерниях…» — писал Данилевский. Разве не то же самое видели мы, когда Запад поддерживал чеченских террористов или сейчас, когда он без устали снабжает оружием киевский политический режим?
Ослабление, подчинение, расчленение слишком огромной России — исконная мечта Европы. «Пусть бы соседи ополчились на Россию и, победив, стали бы распоряжаться с нею по произволу. Пусть отняли бы шведы Финляндию и даже Лапландию до Белого моря, пруссаки — якобы немецкий Прибалтийский край и часть Ковенской губернии для сохранения связи; пусть восстановленной Польше с западною Галицией отдали бы весь Северо-Западный край; Австрии в соответствии с теорией об особой русинской народности — Волынь, Подолию и Киев, а румынским княжествам — Бессарабию, Турции — Крым и Закавказье, последнее хоть пополам с Персией. — Услышался ли бы в Европе хотя один голос в пользу России, во имя принципа нарушенного равновесия? Конечно, ни одного! Все бы нашли, напротив, что этим-то и утверждено равновесие настоящим образом», — констатировал Данилевский.
Однако это не означает, что мы должны прервать с Европой всякие связи, оградить себя от нее Китайской стеной; это не только невозможно, но и вредно. Просто наши неизбежные сношения с Европой должны быть не интимными, родственными, задушевными, а прагматичными: «В политическом отношении не может быть другого правила, как око за око, зуб за зуб, — отмеривание тою же мерою, которою нам мерят».
Рецепт от европейничанья
Есть у Данилевского и удивительно актуальные мысли о геополитическом значении Крыма для России. «Овладения морскими берегами или даже одним только Крымом было бы достаточно, чтобы нанести России существеннейший вред, парализовать ее силы», — объясняет Данилевский из прошлого упорство, с которым Запад отказывается признавать воссоединение полуострова с Россией.
Данилевский поставил точный диагноз части нашего образованного класса. Россию истощает серьезная болезнь — европейничанье, констатировал он. «Фамусов, ввиду бесчестия своей дочери, восклицает: что скажет княгиня Марья Алексеевна! — и этим обнаруживает всю глубину своего нравственного ничтожества. Мы возвели Европу в сан нашей общей Марьи Алексеевны, верховной решительницы достоинства наших поступков. Вместо одобрения народной совести, признали мы нравственным двигателем наших действий трусливый страх перед приговорами Европы, унизительно-тщеславное удовольствие от ее похвал», — писал философ.
«Те же недоразумения, тот же туман единой истинной и спасительной европейской цивилизации отуманивает головы многих из тех лиц, которые составляют так называемую «интеллигенцию» — эти слова Данилевского написаны как будто сегодня.
Лекарством от европейничанья может служить, по мнению философа, только целебная сила исторических событий, которая одна только и может поднять дух нашего общества. Таких исторических событий, как воссоединение Крыма с Россией и специальная военная операция на Украине, добавим мы из настоящего. Так что, похоже, президент еще не раз будет цитировать Данилевского.
Кстати
18 октября Центральный банк выпустил к двухсотлетию Николая Данилевского в обращение памятную серебряную монету номиналом два рубля. Монета входит в серию «Выдающиеся личности России». На лицевой стороне расположены рельефное изображение Государственного герба РФ, надписи «Российская Федерация», «Банк России», знак Московского монетного двора, обозначение металла по Периодической системе элементов Д.И. Менделеева и масса драгоценного металла в чистоте. На оборотной стороне монеты находятся портрет Данилевского, изображения раскрытой книги и ветви виноградной лозы на фоне очертаний Южного берега Крыма и рыболовецкой шхуны.
Ещё материалы: Владимир Путин, Владимир Константинов