Андрей Клишас рассказал о возможных поправках в закон о QR-кодах
Речь может идти о персональных данных военных и сертификатах для переболевших ковидом
Ответственность глав регионов перед их жителями и президентом должна усилиться, а муниципальные чиновники должны быстро и эффективно решать проблемы людей. Такие цели преследуют новые законы, принимаемые в продолжение конституционной реформы. Об этом, а также о своей новогодней мечте 27 декабря в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал глава Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас.
- Вы выступили соавтором поправок в Уголовный кодекс, направленных на совершенствование законодательства по противодействию пыткам. Как новые нормы позволят противостоять жестокости по отношению к осуждённым?
- Задача, которая перед нами стоит, совершенно конкретная — мы не прячемся за глобальными проблемами реформирования всего и вся. Проблема пыток, я считаю, может быть решена, а изменения в УК в данном случае — лишь часть работы, которую необходимо провести. Этим документом мы даём конкретный посыл: такое явление, как пытки, абсолютно недопустимо и в обществе нужно сформировать к нему нетерпимость. Мы даём чёткое определение этому понятию в соответствии с Конвенцией ООН, разграничиваем составы, определяем меру ответственности.
Я знакомился с мнениями, которые есть по поводу законопроекта, но пока не увидел в них содержательной критики. В основном это эмоциональные заявления, которые можно понять, но при разработке законодательных норм эмоции следует отбросить. Тем не менее считаю важным обозначить несколько моментов. У нас не появилась отдельная статья в УК относительно пыток. Много было отзывов на этот счёт, правда, никто не объяснил, зачем это нужно. Может ли кто-то привести пример, что выделение того или иного состава в отдельную статью способствует тому, что этих преступлений становится меньше? Я не вижу этих аргументов.
- Мы стремились убрать те ограничения, которые не проистекают напрямую из Конституции. В Основном законе их нет, поэтому и не должно быть на федеральном уровне. Тем не менее если регионы, исходя из своей правовой ситуации, такие ограничения захотят включить в свой устав, они могут это сделать. Мы понимали, что новая норма вызовет резонанс, поэтому обращаем внимание на то, что и ответственность глав регионов существенно увеличена, в том числе перед президентом, который является гарантом Конституции на всей территории страны.
- Как будет меняться статус и ответственность региональных депутатов, которые будут занимать государственные должности субъекта Российской Федерации, в том числе работающих на непостоянной основе?
- Нужно стремиться к тому, чтобы всякого рода исключений из общего правила было бы меньше. В данном случае мы сделали это для того, чтобы всё, что касается разного рода коррупционных преступлений, в полной мере касалось бы и представителей публичной власти на всех уровнях. Здесь нет никакого второго смысла.
- Зачем потребовалось упразднение муниципалитетов первого уровня — городских и сельских поселений, которое следует из законопроекта об организации местного самоуправления?
- Цель законопроекта — выстроить единую понятную систему публичной власти. Человек, который пришёл с той или иной проблемой к представителю власти, причём любого уровня, должен получить чёткий ответ — его не должны футболить с одного на другой уровень.
Людям кажется, что мы что-то упразднили — на самом же деле та власть, которая способна решить проблему человека, в реальности становится ближе, а не дальше. Единство публичной власти должно послужить тому, что проблемы людей будут решаться быстрее и эффективнее.
- Каковы перспективы внесения в Госдуму новой редакции КоАП?
- Центральная задача, поставленная Правительством, — кодекс должен стать понятнее, его структура должна быть проще, составов должно стать меньше. На этом пути проделана огромная работа, но документ до сих пор не внесён в парламент. Ведь просто так взять и сократить количество составов невозможно. Кодекс не существует сам по себе: то обязательство, которое обеспечивает санкция КоАП, находится в другом законе. Не сократив количество обязательств, не поменяв законы, в которых они содержатся, невозможно отменить санкции.
Мы можем бесконечно долго обсуждать этот документ, но его нужно вносить в Госдуму. Его масштаб таков, что его предстоит обсуждать не один месяц, а может быть, не одну сессию.
- На днях вице-премьер Марат Хуснуллин предложил снизить максимально допустимое количество алкоголя в крови водителя. Каково ваше отношение к этому?
- Алкоголь за рулём абсолютно недопустим. Сколько раз мы ужесточали ответственность за это, но всё равно это есть. Понятно, что если идти по пути постоянного увеличения санкций, это не будет работать. Это оказывает какое-то влияние, но не решает проблему.
С промилле сложная история. Каждый раз мы сталкиваемся с вопросом: а каков допустимый уровень? Если это ноль, то мы столкнёмся с огромным количеством случаев, когда люди будут говорить, что они не употребляли спиртные напитки, а выпили лекарство или, например, кефир. Поэтому мы всегда очень настороженно относимся к таким предложениям. Действительно, это остаётся проблемой, и хорошо, что в Правительстве об этом думают, понимают, что с этим надо работать.
- Как может быть доработан законопроект о QR-кодах и будет ли он эффективен?
- Законопроект предполагает некоторое ограничение прав и свобод, что возможно, исходя из Конституции. Необходимость применения процедур, указанных в законопроекте, должны объяснить ведомства, которые этим профессионально занимаются, — Минздрав, Роспотребнадзор. Опираясь на их точку зрения, Правительство разработало и внесло законопроект.
Вопросы у депутатов есть, замечания из регионов поступают, они понятны и должны быть, конечно, разрешены. Всё, что касается переболевших и имеющих антитела. Вопрос в отношении персональных данных военнослужащих и другие. Уверен, ко второму чтению будет много поправок. Главное, чтобы все голоса были услышаны.
- Андрей Александрович, мы встречаемся за несколько дней до Нового года. Какое желание вы загадаете под бой курантов?
- Сейчас главное желание, чтобы все были живы и здоровы. Очень многое зависит от того, как мы сами к себе относимся. Я являюсь сторонником вакцинации для себя, но считаю, что не нужно вводить обязательную вакцинацию и уж тем более штрафы, которые должны понуждать людей к этой вакцинации. Я действительно хочу пожелать всем здоровья и надеюсь, что мы скоро вернёмся к привычной жизни. Пусть будет как можно меньше ограничений, а те, что останутся, будут разумными. Пусть всем нам хватит разума и терпения, чтобы хорошо сделать свою работу и чтобы все наши близкие были живы и здоровы.
Ещё материалы: Андрей Клишас