Анатолий Артамонов: Доходы регионов будут расти ежегодно на триллион рублей
Сенаторы подготовили поправки ко второму чтению проекта бюджета 2024-2026, предусматривающие дополнительное финансирование по ряду важных направлений
На создание системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами палата регионов предлагает увеличить расходы в 2024 году на 3,3 миллиарда рублей, еще два миллиарда рублей ежегодно хотят добавить на профилактику развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска. Также, по мнению сенаторов, нужно на 95 миллионов рублей увеличить бюджетные траты на отдых и оздоровление детей, проживающих в Арктической зоне, что позволит в 2024-2026 годах выделять на эти цели по 500 миллионов рублей ежегодно. При этом на поддержку комплексного развития сельских территорий в следующем году требуется увеличить финансирование на 10,1 миллиарда рублей. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов 10 ноября.
- Согласно проектировкам, в следующем году доходы федерального бюджета превысят показатели этого года более чем на 6 триллионов рублей. С чем связана такая позитивная динамика, ведь еще недавно говорили о проблемах с экспортом в сырьевом секторе?
- Увеличение доходов федерального бюджета в 2024 году будет происходить в основном за счет роста нефтегазовых доходов, прирост которых составит более 2,5 триллиона рублей, или 30 процентов по отношению к этому году. Наиболее существенное влияние на их динамику оказывают изменение порядка определения котировок российской нефти, динамика цен на энергоресурсы и структура добычи и производства, а также изменение законодательства в части нефтегазового сектора плюс динамика валютного курса.
- По-вашему, это достаточные основания для оптимистичных прогнозов?
- Я бы оценивал увеличение доходов федерального бюджета в следующем году осторожно. Ведь что такое нефтегазовые доходы? Это конъюнктурные доходы, которые зависят в том числе от достоверности принятого в их расчетах прогноза цены российской нефти на мировом рынке. Поэтому необходимо учитывать существующие риски и факторы неопределенности, которые могут сказаться на динамике мировой цены на нефть и в случае ее снижения существенно сократить доходы бюджета от нефтегазового сектора. В условиях неопределенности в дальнейшем развитии макроэкономической, внешнеэкономической и геополитической обстановки фактическое поступление доходов федерального бюджета также может значительно отличаться от представленного расчета. Поэтому необходимо систематически проводить работу по мобилизации доходов, в том числе по повышению эффективности налоговых льгот, работе с дебиторской задолженностью по доходам и так далее.
- Ненефтегазовые доходы в следующую трехлетку, судя по проекту бюджета, в два раза превосходят сырьевые. Это означает, что страна все-таки слезает с нефтегазовой иглы?
- Можно сказать и так. Но, если проанализировать более детально, действительно в 2024 году прогнозируется рост поступлений ненефтегазовых доходов федерального бюджета по сравнению с 2023 годом на 19 процентов, однако затем планируется их снижение на 7,5 процента. Поэтому доля ненефтегазовых доходов по отношению к ВВП, за исключением упомянутого всплеска в 2024 году, тоже снижается с 13 процентов до 11 процентов к 2026 году. Ненефтегазовые доходы в следующем году будут обеспечены в том числе ростом поступлений налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, дополнительных поступлений в результате корректировки налогового законодательства, улучшения администрирования и увеличения собираемости налогов, а также за счет отдельных разовых, но довольно значительных поступлений в размере 850 миллиардов рублей — 23 процента прироста. Но если посмотреть в бюджетном цикле 2024-2026 годов, то соотношение нефтегазовых и ненефтегазовых доходов фактически не будет меняться: 33 к 67, а в 2023 году ситуация вообще лучше — 31 к 69.
- Размер Фонда национального благосостояния увеличивается к 2026 году. Сколько из него планируют потратить на развитие экономики?
- Сегодня ФНБ, с одной стороны, это своеобразная подушка безопасности, которая поможет возместить потерю доходов и исполнить взятые обязательства, в том числе по обеспечению россиян пенсионными выплатами. Но, с другой стороны, ФНБ — источник финансирования крупных инвестиционных проектов, способствующих развитию российской экономики. При этом надо понимать, что такое финансирование предоставляется на возвратной основе. В следующем бюджетном цикле Правительство продолжит финансировать уже отобранные инфраструктурные проекты из средств ФНБ, а также рассматривает возможность запуска новых проектов, в том числе связанных с переориентацией торговых потоков на Восток. На 2024 год объем таких средств составит более 1,2 триллиона рублей.
- Можно ли назвать представленный в Госдуму проект бюджета на следующую трехлетку социально ориентированным?
- Наряду с укреплением обороноспособности страны, технологическим и инфраструктурным развитием, полноценной интеграцией новых регионов приоритетом проекта бюджета является и социальная поддержка граждан. Выполнение всех социальных обязательств полностью финансово обеспечено. Общий объем финансирования мер в рамках социальной политики составит по 7,7 триллиона рублей в 2024 и 2025 годах и 7,85 триллиона рублей в 2026 году. В части социальной поддержки предусмотрен ряд мер: увеличение МРОТ с 2024 года на 18,5 процента — до 19 242 рублей, а также индексация пенсий на 7,5 процента, индексация материнского капитала. На выплату единого пособия семьям с детьми из федерального бюджета предусмотрено свыше 4 триллионов рублей на 2024-2026 годы, что позволит обеспечить пособием более 10 миллионов россиян. Более 100 миллиардов рублей планируют направить на поддержку малоимущих граждан по социальным контрактам, ежегодно это коснется около 900 тысяч человек. Объемы финансирования здравоохранения в 2024-2026 годах составят свыше 1,6 триллиона рублей ежегодно. Более триллиона рублей предусмотрено на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, значительная часть этой суммы пойдет на поддержку людей с сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также с орфанными заболеваниями. Свыше 400 миллиардов рублей предусмотрено на помощь онкологическим больным и 27 миллиардов — больным сахарным диабетом. Объем финансирования образования составит в среднем 1,4 триллиона рублей ежегодно. В том числе в 2024 году свыше 111 миллиардов рублей направят на строительство новых школ и более 60 миллиардов рублей — на их капитальный ремонт ежегодно. На горячее питание школьников ежегодно предусмотрено более 72 миллиардов рублей.
- В Совете Федерации подготовили поправки ко второму чтению проекта бюджета. Можете назвать наиболее значимые?
- Поправки сенаторов предусматривают дополнительное финансирование по ряду важных направлений. В том числе речь идет о выделении средств на создание системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами. Предлагаем увеличить расходы в 2024 году на 3,3 миллиарда рублей — до 11,8 миллиарда. Также считаем важным добавить два миллиарда рублей ежегодно на профилактику развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска. Таким образом, в 2024 и 2025 годах сумма составит 11,5 миллиарда рублей ежегодно и 11,3 миллиарда в 2026 году. На повышение эффективности службы занятости мы также увеличили ежегодное финансирование на 2 миллиарда рублей. Также в приоритете — обеспечение отдыха и оздоровления детей, проживающих в Арктической зоне. Мы предложили увеличить финансирование на 95 миллионов рублей. Это позволит в 2024-2026 годах выделять на эти цели по 500 миллионов рублей ежегодно. Также хотим увеличить финансирование создания современной инфраструктуры для отдыха и оздоровления детей на один миллиард рублей ежегодно. А еще мы предусмотрели дополнительные средства на поддержку комплексного развития сельских территорий — увеличение в 2024 году на 10,1 миллиарда рублей, а в целом сумма расходов здесь составит 32,5 миллиарда рублей.
- Согласно прогнозным данным на 2024-2026 годы, доходы консолидированных бюджетов регионов будут ежегодно увеличиваться. За счет чего субъекты планируют нарастить доходную базу?
- Действительно, такой прирост прогнозируется. Собственные доходы консолидированных региональных бюджетов на 2024 год запланированы в размере 19,2 триллиона рублей и возрастают в 2025 году до 20,2 триллиона рублей, а в 2026 году — до 21,4 триллиона рублей. В целом за три года прогнозируется увеличение налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов почти на 22 процента. Эти данные основаны на ожидаемой динамике развития экономики, а также на тех мерах, которые реализуются как на федеральном, так и на региональном уровнях. Что касается достаточности этих средств для покрытия расходов регионов, то, конечно, расходы тоже увеличиваются. На 2024 год они прогнозируются в размере 22,4 триллиона рублей, на 2025 и 2026 годы — 23 триллиона и 24,1 триллиона рублей. В следующие три года планируется продолжение мер, направленных на наращивание объемов инвестиционных расходов субъектов и на стимулирование развития региональной производственной и инженерной инфраструктуры.
- Хватит ли регионам денег для покрытия расходных обязательств?
- Безусловно, с учетом той поддержки, которая оказывается регионам, все социальные обязательства будут профинансированы. Так, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ планируются на 2024 год в объеме 3,2 триллиона рублей, на 2025 и 2026 годы — почти по 2,8 триллиона рублей в год. При этом необходимо дальнейшее совершенствование системы межбюджетных трансфертов, включая меры по повышению финансовой самодостаточности регионов. Надо всячески поощрять их стремление к дальнейшему наращиванию экономического потенциала.
Читайте также:
Ещё материалы: Анатолий Артамонов