Недовольных ОСАГО стало почти на 50 процентов больше
В 2022 году Роспотребнадзор зафиксировал рост жалоб на финансовые структуры почти на 20 процентов
Количество жалоб на некредитные финансовые организации увеличилось на 25 процентов, причем примерно 44 процента нареканий приходится на страховщиков. Наибольшую долю — 79 процентов — занимают вопросы, связанные с ОСАГО. Эта тема фигурировала в обращениях на 48 процентов чаще, чем годом ранее. Такие данные приведены в государственном докладе «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2022 году», опубликованном на сайте Роскомнадзора 1 июня.
Повлияли санкции
По данным надзорного ведомства, в Банк России поступило 368 тысяч жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 18,4 процента больше, чем в 2021 году. Главный фактор роста — введение санкций в отношении России. На жалобы, связанные с внешними рестрикциями, пришлось 12,5 процента от общего количества.
В то же время на четверть приросло количество жалоб на некредитные финансовые организации, из которых примерно 44 процента нареканий приходится на страховщиков. В целом число жалоб на ОСАГО выросло на 48,4 процента — до 47 тысяч. Как пояснил Роскомнадзор, в общей массе превалировало недовольство неверно примененным показателем безаварийного вождения — коэффициентом бонус-малус.
Ведомство также уточнило, что на доступности ОСАГО, в том числе в электронном виде, сказалось повышение цен на запчасти в условиях их дефицита. Это, в свою очередь, существенно увеличило риски убыточности автостраховщиков.
Тем не менее «благодаря запуску в апреле 2022 года перестраховочного пула, обеспечивающего доступность полисов ОСАГО для ряда категорий страхователей, в том числе молодых и неопытных водителей», ситуация изменилась: к концу года число жалоб на недоступность ОСАГО снизилось на 62 процента.
С автогражданкой сложнее
Ранее «Парламентская газета» писала, что сложности с ОСАГО начались в России в прошлом году после массового ухода иностранных автомобильных компаний. Из-за этого возник дефицит запчастей, и, как следствие, в 2022 году доля компенсаций страховщиков в виде ремонта машин упала до пяти процентов.
Возможные решения проблемы назвали в Госдуме 19 января на совещании с участием депутатов, представителей страхового сообщества, автомобилистов и Общероссийского народного фронта. По словам председателя думского Комитета по финрынку Анатолия Аксакова, высказанные предложения сейчас изучаются, а выводы законодатели будут делать с учетом интересов автовладельцев.
Напомним, что ранее Российский союз автостраховщиков предложил увеличить сроки ремонта по ОСАГО с 30 до 60 дней и разрешить использовать бэушные запчасти, которые не влияют на безопасность, но Центробанк инициативу не поддержал.
Против этого выступил и председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов: «Это создаст не только риски в плане безопасности, но и совершенно новый вектор развития криминогенной обстановки. Вы помните, как в девяностые машины угоняли, чтобы разобрать на запчасти? Не исключаем, что нечто подобное будет происходить и сейчас».
Читайте также:
• В России могут повысить страховые выплаты пассажирам такси в несколько раз • Таксистов хотят обязать оформлять ОСАГО
Ещё материалы: Анатолий Аксаков