В Госдуме обсудят, чем дачники отличаются от садоводов
Все желающие могут принять участие в организованном палатой общественном обсуждении законопроекта «О садоводстве и огородничестве»
Документ, который Правительство внесло в Госдуму ещё в августе, депутаты принимать не торопятся. О том, что с ним происходит сейчас, «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.
– Николай Петрович, до конца года законопроект примут?
– Вряд ли. Документ ещё до одобрения в первом чтении вызвал много споров, дискуссий у специалистов и самих дачников. Ведь последние изменения в законодательство о садоводах датируются 1998 годом, а с тех пор в стране многое изменилось.
Дело в том, что обычным людям, которых законопроект напрямую касается, он не ясен. Напомню, что в России – порядка 60 миллионов человек, ведущих дачное и огородническое хозяйство, а потому спешить в принятии важных решений нельзя. Пока же к документу есть ряд замечаний, в том числе и от экспертного сообщества.
– Законопроект в комитете обсуждали детально?
– Конечно, уже прошли большие парламентские слушания, на которых и стало ясно, что требуются существенные доработки. Впереди – обсуждение с экспертами. Нам надо собраться и понять, как лучше менять и дорабатывать инициативу. Нам важно слышать мнения с мест. Если законопроект касается такого большого количества людей, главное, чтобы он обсуждался вместе с ними.
Для этого мы учредили при Комитете общественно-экспертный совет. И теперь на нашем сайте каждый, кто хочет поучаствовать в работе над тем или иным законопроектом, может зарегистрироваться и дать свои предложения, тем самым повлияв на итоговое решение.
– Ещё один неоднозначный документ – проект закона «О любительском рыболовстве». Какова его судьба?
– Она сложная. В первом чтении законопроект был принят ещё в 2013 году. Он также важен для миллионов россиян. Сейчас возникает множество споров о предмете регулирования документа. Например, кого-то не пустили порыбачить в привычное место, а кто-то выловил рыбу, принадлежащую местному бизнесмену – он её разводит в этом водоёме вот уже лет десять. Именно такие споры и должен разрешить будущий закон.
В середине ноября на очередном заседании комитета было принято решение, что до нового года мы собираем в документ правки, а после праздников начинаем вплотную готовить его ко второму чтению вместе с общественниками и экспертами. Кстати, даже если взять депутатов Госдумы, то точно не меньше половины мужчин в её составе – рыбаки. Они тоже ждут скорейшего принятия документа.
– Какие ещё вопросы для комитета сейчас первоочередные?
– У нас одна концепция, в рамки которой мы и стараемся укладывать нашу работу – законотворчеством содействовать развитию эффективного использования материальных ресурсов и природных богатств страны.
Материальные ресурсы — это предприятия, работа хозяйственных, общественных структур и государственная собственность. Также важно наладить саморегулирование, лицензирование, государственно-частное партнёрство и не допускать их разбазаривания.
Что касается природных богатств, то мы должны сделать всё возможное для их сохранения и приумножения на благо страны и будущих поколений. Да, можно действовать в угоду сиюминутным выгодам, но когда речь идёт о воде, лесе, полезных ископаемых, у нас на это точно права нет. Надо думать о будущем, и если мы говорим о законодательстве, которое затрагивает интересы миллионов, то должны сделать нашу работу максимально открытой и понятной.
– Государство несёт большой ущерб от незаконной добычи ископаемых?
– Существенный. Огромны потери от незаконной добычи янтаря, нефрита и даже бивней мамонта – порядка 1,5 миллиарда рублей ежегодно. А незаконная вырубка леса лишает казну каждый год 10 – 15 миллиардов рублей. А ведь помимо того, что государство несёт ущерб, эти ресурсы зачастую невозможно восполнить. Наша задача — в помощи законодательства воспрепятствовать такому варварскому отношению к богатствам страны.
– Что касается сохранности леса, то в июне принят отдельный закон, а на днях в Госдуму поступил ещё ряд поправок. Как вы их оцениваете?
– Принятые летом этого года изменения направлены на повышение прозрачности и усиление контроля в лесной сфере. А недавние правительственные поправки, о которых вы говорите, – следствие работы мониторинговой группы «Единой России» «Живой лес», которую я возглавляю.
– То есть Правительство в своём документе реализовало именно ваши предложения?
– Предложения общественности и активистов ОНФ, которые партия «Единая Россия» поддержала летом этого года в рамках работы мониторинговой группы в более чем 30 регионах. В итоге был сформирован доклад, который в сентябре обсудили в Иркутске на конференции с участием Правительства. Там и было выдвинуто предложение о том, чтобы собственники объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры могли инициировать проведение конкурса на право заключать договор аренды лесного участка. Сейчас это происходит только в форме аукционов.
– А чем это плохо?
– Есть большой риск. Часто в аукционах участвуют конторы с уставным капиталом примерно в 10 тысяч рублей и, выиграв, передают участки в субаренду. Этакий маленький бизнес без лишней ответственности. Законопроект Правительства прекращает бесхозяйственное поведение посредников.
Сейчас мониторинговая группа «Живой лес» готовит поправки в законодательство, которые дальше будут развивать темы, поднятые летом на форум. Во-первых, необходимо противодействие незаконным вырубкам и варварскому использованию леса, во-вторых, надо решать проблемы с получением социальной древесины. Зачастую люди, живущие в частных деревянных домах рядом с лесными угодьями, не могут ими пользоваться для заготовки дров и ремонтных нужд, а вынуждены ездить за тридевять земель.
– Есть ещё одна важная тема – раздача земли на Дальнем Востоке. С 1 февраля 2017 года уже все граждане, а не только жители дальневосточных регионов будут иметь право получить там участок в 1 гектар. На прошлой неделе Госдума в первом чтении приняла поправки Совета Федерации в Закон «О дальневосточном гектаре», и с некоторыми из них вы не согласились.
– В первую очередь, хочу поблагодарить коллег сенаторов, проделавших колоссальную работу. Их поправки учитывают правоприменительную практику и направлены на то, чтобы закон эффективно работал. В законопроекте Совета Федерации, например, говорится, что решение о том, какие территории не будут предоставляться в пользование, будет принимать не просто глава региона. Местные заксобрания прежде примут соответствующий закон, который губернатор уже внесёт на согласование в Минвостокразвития.
Что касается предложения изымать участки, если человек поменял гражданство, то тут ситуация пока не ясна. То есть если государство задумывает важную социальную программу и предоставляет бесплатно участки, то это делается ради своих граждан. С другой стороны, Конституция России признаёт и защищает любую форму собственности. Выходит противоречие. Мы не должны нарушать права наших граждан, но обязаны защищать право личной собственности.
– Как же решить эту проблему?
– Надо искать компромиссное решение. Может быть, прописать в поправках следующее: изымать участок, если человек поменял гражданство в период, когда земля находилась в праве пользования, но ещё не перешла в собственность. Перед вторым чтением документа обсудим это на заседании комитета.
– Второе чтение до конца сессии будет?
– Надеюсь, что и второе, и третье. Важно, чтобы с 1 февраля Закон «О дальневосточном гектаре» работал с поправками во всех регионах ДФО, а для этого они тоже должны успеть принять свои местные законы.