Алёна Аршинова: систему среднего профтехобразования ждёт ревизия
Это позволит увеличить количество квалифицированных рабочих кадров в России
В России грядёт модернизация среднего профессионального образования. Как это будет происходить, «Парламентской газете» рассказала член Комитета Госдумы по образованию и науке, руководитель проекта «Единой России» «Детские сады – детям» Алёна Аршинова.
– Алёна Игоревна, один из пилотных проектов в сфере образования, одобренных на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам – модернизация профтехобразования. В чём суть предстоящих изменений?
– На заседании президиума, помимо профобразования, были также утверждены проекты по формированию современной образовательной среды для школьников, повышения качества онлайн- образования и развитию высших учебных заведений. Эти четыре пилотных проекта – свидетельство того, как важно для государства развитие сферы образования. Госполитика в этом направлении будет реализовываться поступательно, не ограничиваясь уже действующими крупными проектами. Как будут финансироваться эти и другие важнейшие социальные проекты, предстоит решить при работе над трёхлетним бюджетом депутатам Государственной Думы вместе с Правительством и регионами.
Что касается колледжей и профтехучилищ, то реализация этого проекта позволит увеличить количество квалифицированных рабочих кадров в России. Для этого в том числе будут разработаны собственные образовательные стандарты в этой сфере, программы подготовки специалистов и на их основе перестроена система среднего профессионального образования.
– Недавно законодатели Санкт-Петербурга внесли в Госдуму законопроект, позволяющий поступать в средние учебные заведения профессионального образования школьникам, не окончившим 9-й класс и не сдавшим экзамены. Как вы считаете, будет ли инициатива поддержана вашим комитетом?
– Эту инициативу Комитет по образованию и науке пока не обсуждал, но я очень хорошо понимаю наших коллег из регионов, которые понимают, что нужны изменения в федеральном законодательстве. Сегодня 50 процентов выпускников идут не в высшие учебные заведения, а в колледжи, ПТУ. На мой взгляд, такая инициатива своевременна.
– Страну ждёт масштабная реформа профтехобразования?
– Если мы сейчас не будем заниматься сектором среднего профессионального образования, то не сможем соответствовать современным реалиям. К сожалению, много лет мы вообще не видели никакого движения в этой сфере, профобразование тихо «умирало». Сейчас квалифицированные рабочие востребованы, их труд хорошо оплачивается, потому что найти специалистов – «синих воротничков» очень сложно просто потому, что их не готовили.
Министерству образования и науки предстоит очень большая работа, причём совместно с главами регионов, для того чтобы ещё раз пересмотреть этот сектор. Необходимо подсчитать, сколько и каких специалистов нужно в каждом субъекте.
– Какие планы ставит перед собой Комитет Госдумы по образованию и науке в осеннюю сессию?
– У нас уже было несколько заседаний, комитет обсуждал конкретные законопроекты, инициативы, встречался с министром Ольгой Васильевой. Все предложения членов комитета нашли отклик у министра, мы начали совместную работу. Одна из приоритетных задач – обеспечение местами в дошкольных образовательных организациях детей младше трёх лет.
– Что можно сделать в этом направлении, помимо открытия новых детских садов, на строительство которых нужны немалые средства?
– Вопрос, например, можно решить за счёт открытия дошкольных групп в вузах. Суть в том, что молодые мамы, обучающиеся в этих образовательных учреждениях, могли отдать своих детей на время учебы в такую группу, чтобы малыши были под присмотром. Сейчас около 35 университетов готовы принимать детей своих студентов. Для появления таких групп необходимо только лишь решение ректора.
Ещё материалы: Алёна Аршинова