До конца 2016 года в России сэкономят на госпрограммах
21 октября Госдума в первом чтении приняла изменения в бюджет-2016. Оппозиция голосовала против
К концу года ВВП снизится как минимум на 0,6 процента. Остаётся высоким дефицит бюджета, который покрывают за счёт средств Резервного фонда и доходов от приватизации. Среди положительных тенденций Минфин называет сокращение инфляции и зависимости бюджета от нефтегазовых доходов.
Доходы сократились, расходы увеличились
По словам министра финансов Антона Силуанова, инфляция в 2016 году составит 5,8 процента, это самый низкий показатель за последние годы. «Мы смогли задействовать несколько механизмов, которые позволяют оперативно реагировать на изменения бюджета, — сказал Силуанов. — Оперативно были приняты решения о перераспределении бюджетных ассигнований». Уже сейчас можно говорить о параметрах, на основе которых вносятся изменения в бюджет. Падение ВВП составит 0,6 процента, цена на нефть планируется в размере 41 доллар за баррель.
В бюджете 2016 году уточняются показатели доходов и расходов. Доходы сокращаются на 269,9 миллиарда. Расходы увеличиваются на 304 миллиарда. Дефицит бюджета составит 3,7 процента ВВП, на 0,7 процента выше, чем планировалось. «Источником покрытия дефицита бюджета будет приватизация «Башнефти», это почти 300 миллиардов рублей», — сказал Антон Силуанов. На покрытие дефицита также будут задействованы средства Резервного фонда и заимствования, которые увеличены на 200 миллиардов рублей. Резервный фонд становится всё меньше — сейчас общий остаток средств 1,1 триллиона, а в фонде Национального благосостояния — 4,7 триллиона.
Зато ненефтегазовый дефицит ниже запланированного и составит 9,4 процента ВВП. Этот показатель характеризует устойчивость бюджета, подчеркнул Силуанов. Значит, снижается зависимость бюджета от нефтегазовых доходов. Задача обеспечить 5-процентный ненефтегазовый дефицит, что исключит зависимость от внешних факторов. Сейчас доля ненефтегазовых доходов 64 процента. Они увеличились на 900 миллиардов рублей по сравнению с тем, что планировалось при принятии бюджета-2016. Государство получило большие дивиденды от приватизации «Роснефти» через «Роснефтегаз».
Что касается расходов, обеспечиваются все социальные обязательства. В том числе, по словам Антона Силуанова, выплачиваются пенсии в тех объёмах, которые заложены в бюджете. В Пенсионный фонд направят дополнительно 204 миллиарда, чтобы покрыть выпадающие доходы фонда. Министр рассказал, что 342 миллиарда рублей образовалось в результате моратория на рост накопительной части пенсий. Эти средства, в частности, пошли на поддержку «Внешэкономбанка» и на строительство школ.
Сэкономят за счёт госпрограмм
Минфин ставит четыре задачи при корректировке бюджета — подстроить его под макроэкономическую ситуацию, выполнить все социальные обязательства, помочь оборонному комплексу рассчитаться по долгам и высвободить ресурсы для формирования бюджета 2017-2019 годов.
Глава Счётной палаты Татьяна Голикова отметила, что в бюджете изменены почти все показатели, заложенные изначально. Повышение ВВП обусловлено корректировкой данных Росстата, а иначе рост ВВП сократился бы на 1,3 процента. Существуют определённые риски несколько большего снижения ВВП, и это связано со снижением инвестиционного и потребительского спроса в России.
Почему сложился дефицит?
Комментируя законопроект об изменениях в бюджет, председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров рассуждал, почему сложился такой дефицит бюджета — не хватает более 3 триллионов. Это не обусловлено только падением цены не нефть. «Надо смотреть, как менялись доходы бюджета с 2013 года», — сказал Макаров. Расходы на все последующие годы закладывались на основе запланированных доходов. В итоге доходы сократились, а расходы не снизили, сохранив все социальные обязательства. Построены новые школы, обеспечен рост сельского хозяйства, остановилось падение в промышленности.
Давайте по-честному. Далеко не всегда количество денег определяет результат
Андрей Макаров обратил внимание на вопрос повышения эффективности бюджетных расходов. «Давайте по-честному. Далеко не всегда количество денег определяет результат, — сказал он. — В 2016 году запланировано было строительство 32 перинатальных центров, а построят всего 12. Деньги есть, но в результате они неэффективно расходуются». Должен быть парламентский контроль за эффективным расходованием средств, подчеркнул Андрей Макаров. Поправки в законопроект можно вносить до 28 октября, а 2 ноября планируется обсудить его во втором чтении.Оппозиция против изменений в бюджет
Депутат от КПРФ Вера Ганзя, комментируя поправки в бюджет, заявила, что она не считает документ социально направленным. Расходы на здравоохранение сократились на 16 миллиардов, соцподдержку — 22, образование — 9, создание доступной среды для инвалидов — на 1,5 миллиарда рублей. На образование пойдёт на 9 миллиардов рублей меньше, а на занятость населения — на 4 миллиарда меньше. Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась с 13,1 до 13,9 процента населения — это более 20 миллионов граждан. Вместе с тем в публичном реестре компаний Великобритании появилось 7 компаний, зарегистрированных в 2016 году, и имена их учредителей совпадают с именами российских топ-менеджеров. «Если топ-менеджеры создают дочерние компании за границей, значит, в стране есть лишние деньги», — рассуждала Вера Ганзя.
Депутат от «Справедливой России» Олег Николаев подчеркнул, что внешние экономические факторы мало поддаются влиянию, но внутренние факторы можно менять и структурировать. Кризис может стать стимулом для рывка в экономике и научно-технического прогресса. Но этого пока не происходит. «Важно, чтобы было главенство исполнения закона всеми, независимо от должностей, — сказал депутат. — Надо посмотреть, как проект бюджета демонстрирует исполнение принятых законов».
«Как получить результаты, если не вкладываете в развитие экономики и только повышаете налоги?», — спросил депутат от фракции ЛДПР Сергей Катасонов. В структуре расходов — снижение финансирования конкретных статей бюджета на 700 миллиардов рублей. Причём больше всего «снимают» с инновационного развития экономики. «Увеличение доходов — это рост ВВП. Но роста нет, потому что снижение потребительского спроса. Мы говорим об этом 5 лет, но вы ничего не делаете», — сказал Катасонов. Рост реальных доходов населения упал на 5 процентов, это в денежном выражении один триллион рублей. По словам депутата, инвесторы не вкладывают в российскую экономику по двум причинам — во-первых, нет спроса, а во-вторых, нет структурной реформы экономики. В ЛДПР считают, что нужно менять подход к перераспределению средств. Давно пора ввести прогрессивную шкалу налогообложения и установить минимальную зарплату на уровне прожиточного минимума. До тех пор, пока не изменится концепция бюджетного планирования, экономическая ситуация в стране не изменится, считают во фракции.
Ещё материалы: Вера Ганзя