Пётр Серков: Подход к финансированию судов из федерального бюджета обеспечил независимое осуществление правосудия
Новый подход к финансированию судов из федерального бюджета обеспечил полное и независимое осуществление правосудия. Об этом сказал первый заместитель Председателя Верховного Суда РФ Пётр Серков, выступая с лекцией, посвящённой 20-летию Конституции РФ и истории российского конституционализма в Госдуме.
По его словам, в 1996 году именно принципиальная позиция судейского сообщества позволила предотвратить процесс фактического прекращения осуществления правосудия в стране. Массовые нарушения, связанные с невыплатой зарплаты, отсутствием средств на оплату труда присяжным и народным заседателям, судебных повесток и услуг связи, вызванных существенным недофинансированием судов, свидетельствовали об ответственности Правительства РФ за сложившееся положение. «В 1996 году реальные потребности судов были профинансированы лишь на 5,5 процентов. Тогда в очередной раз было признано необходимым поддержать инициативу Верховного суда РФ о создании Судебного департамента при Верховном суде. Тем не менее, в 1998 году финансирование на содержание судов обеспечивалось лишь на одну треть от плановых показателей», - рассказал Серков.
Более того, Правительство на 26,5 процентов сократило расходы на содержание судов, утверждённые законом о федеральном бюджете на 1998 год. Предоставленные данным законом Правительству РФ полномочия самостоятельно сокращать объёмы финансирования расходов судебной системы повлекло обращение Верховного суда РФ в Конституционный суд, которое признало спорное положение закона не соответствующим Конституции РФ как противоречащее конституционным гарантиям финансирования судебной системы. Однако решение Конституционного суда осталось неисполненным.
«Качественно ситуация начала меняться после вступления в силу принятого по законодательной инициативе Верховного суда РФ закона о Судебном департаменте при Верховном суде от 8 января 1998 года. Тогда функции по финансовому, кадровому и материально-техническому обеспечению судов общей юрисдикции были выведены из компетенции Министерства юстиции и переданы в непосредственное ведение судебной власти. Был учрежден Судебный департамент при Верховном суде», - сообщил Серков.
Развивая конституционное положение о финансировании судов, и в целях устранения недостатков в организации обеспечения судебной деятельности, по инициативе Верховного суда 10 февраля 1999 года был принят закон «О финансировании судов РФ», в котором запрещалось ограничение финансирования судов ниже ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом и снижение их ниже уровня финансирования предыдущего года. «Рациональность такого шага сегодня очевидна», - уверен Серков.