«Золотое звено» БАМа уложили 35 лет назад
35 лет назад, 1 октября 1984 года, на станции Куанда (Забайкальский край) состоялась торжественная церемония укладки «золотого звена» Байкало-Амурской магистрали (БАМ).
Идея строительства железной дороги для освоения Дальнего Востока появилась ещё в конце XIX века, однако, долгое время она не получала практического разрешения. В 1930 году был разработан документ о проектировании и строительстве железнодорожной магистрали с выходом её к Тихому океану, в котором будущая дорога впервые была названа Байкало-Амурской магистралью.
В 1932 году Совет народных комиссаров СССР принял постановление о начале строительства БАМа. Стройку планировалось завершить через три года. Однако строительство магистрали затянулось. Неоднократно оно прекращалось по разным причинам: недостаток рабочей силы, Великая Отечественная война, землетрясения в конце 1950-х годов.
Активное строительство БАМа началось 8 июля 1974 году после постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР о строительстве железнодорожной магистрали. Основными участниками «стройки века» были комсомольцы-добровольцы и военные строители. Всего в ней приняли участие более 2 миллионов человек. Кроме железной дороги, вдоль магистрали возводились города и поселки со всей инфраструктурой.
Строительство БАМа велось в сложных климатических и геологических условиях. На многих участках глубина вечной мерзлоты достигает сотен метров. Кроме того, магистраль пролегает в сейсмоопасных районах.
1 октября 1984 года было уложено «золотое звено», которое соединило западную и восточную части железной дороги. 27 октября состоялось официальное открытие сквозного движения поездов по всей магистрали. Окончательно строительство БАМа было завершено 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю.
Сегодня БАМ — одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире. Её протяженность составляет 4 тысячи 300 километров. Она пролегает по территории Иркутской и Амурской областей, Хабаровского и Забайкальского краёв, Бурятии и Якутии. Пересекает 11 рек (Лена, Амур, Олекма и др.) и семь горных хребтов. На магистрали построено порядка 200 станций и разъездов, свыше 2 тысячи 800 инженерных сооружений, в том числе около 2 тысяч мостов, несколько тоннелей. Ежегодно БАМ перевозит около 12 миллионов пассажиров и 10-12 миллионов тонн грузов.