Знак ГТО можно получить за скандинавскую ходьбу

Сдавать нормативы нужно будет каждые пять лет

28.01.2023 16:00

Автор: Василиса Киреева

Знак ГТО можно получить за скандинавскую ходьбу
  © Андрей Любимов / АГН Москва

Вместо 11 возрастных ступеней для сдачи ГТО появится 18. Такое постановление Правительства, вносящее изменения в положение об этом физкультурно-спортивном комплексе, начнет действовать с 23 марта 2023 года. Какие еще нововведения ожидают претендентов на знак ГТО, разбиралась «Парламентская газета».

В перспективе — новые изменения

По новым правилам сроки между знаками различия унифицированы для детей и сокращены в два раза для взрослых. В итоге для всех юных спортсменов от 6 до 19 лет установлены двухлетние временные отрезки между ступенями, а для участников ГТО от 20 лет — пятилетние. Последнюю ступень оставили без изменений — в эту категорию входят все жители России от 70 лет и старше.

«Активным участникам комплекса ГТО это позволит чаще проверять свои физические навыки, чтобы постоянно оставаться в отличной форме», — объяснила пресс-служба ведомства со ссылкой на замминистра спорта Одеса Байсултанова.

Этот документ Минспорт подготовил совместно с федеральным оператором Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Поправки получили одобрение ученых из Всероссийского научно-исследовательского института физической культуры и спорта и Смоленского государственного университета спорта. Кроме того, они соответствуют запросу региональных властей и жителей разных субъектов. Такую информацию пресс-служба ведомства разместила на официальном сайте Минспорта.

Однако такие нововведения влекут не только возможности, но и необходимость прикладывать дополнительные усилия для сохранения своего уровня достижений. Ведь знак отличия ГТО действует в рамках возрастной ступени, а после перехода на новую его нужно подтверждать заново.

Такой подход к делению на возрастные группы только открывает череду поправок. За этим последуют корректировки самих нормативов ГТО и знаков отличия, изменения в АИС ГТО и закрепление всех этих правил в положении о комплексе, анонсировали в Минспорте.

Пари атлетов и судей могут перестать быть тайной для спортивных федераций

На очереди — винтовки и беспилотники

Сейчас в тесты входят несколько видов спортивных упражнений, которые различаются в зависимости от возраста. Например, молодое поколение сдает бег, а активные пенсионеры — скандинавскую ходьбу. Среди других нормативов — лыжи, прыжки, плавание, отжимания, подтягивания. Часть испытаний нужно пройти обязательно, а еще несколько — выбрать из перечня.

Чтобы упражнения зачли, их нужно сдавать в специальных центрах тестирования после подачи и подтверждения заявки на официальном сайте ГТО. Растянуть процесс можно на год, а за один день лучше закрывать три-четыре теста, указано в методических рекомендациях комплекса.

Все нормативы и возможные дисциплины для каждого возраста опубликованы на сайте ГТО. Однако их перечень вскоре может измениться и повлияет на это не только увеличение возрастных ступеней. Так, в ноябре 2022 года зампредседателя Правительства Дмитрий Чернышенко поручил Минспорту проработать этот вопрос с заинтересованными ведомствами, чтобы внести в список обязательных дисциплин метание спортивного снаряда и стрельбу из пневматической винтовки. Кроме того, в ГТО могут добавить абсолютно новый норматив — управление беспилотником. По мнению вице-премьера, это повысит интерес к комплексу со стороны молодежи и сделает их подготовку к получению знака ГТО более разносторонней.

Читайте также:

• Рекламировать пиво предложили на фасадах стадионов и билетах на матчи

Единый стандарт для всех регионов

Параллельно в Госдуме начали разрабатывать инициативы для повышения эффективности ГТО и совершенствования его правового регулирования. Этот вопрос вошел в повестку рабочей группы «Законодательное обеспечение развития физической культуры и спорта», которую возглавляет председатель профильного комитета Дмитрий Свищев.

На первом заседании 24 января парламентарии, а также представители Минспорта и профессионального сообщества обсудили возможность введения единых федеральных стандартов ГТО.

«Дело в том, что существующие сегодня центры тестирования определяются разными субъектами: Минспортом России, региональными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. И во всех этих центрах тестирования разные требования приема нормативов комплекса ГТО. То есть утверждены только сами нормативы испытаний, а порядок их сдачи отсутствует», — объяснил Свищев в комментарии «Парламентской газете».

Дмитрий Свищев © пресс-служба Госдумы

Исправить это поможет федеральный стандарт реализации комплекса ГТО, уверен депутат. Он нужен, чтобы прием нормативов в центрах ГТО проходил по единым стандартам, везде было определенное количество людей, одинаковые условия и требования.

«Также мы хотим, чтобы были федеральный и региональный операторы комплекса ГТО, которые смогли бы контролировать центры тестирования, как они принимают нормативы ГТО. Ну а после выстраивания системной работы комплекса ГТО будем работать над механизмами стимулирования участников. Сдача нормативов ГТО должна стать полезной, увлекательной и востребованной», — рассказал «Парламентской газете» о дальнейших планах Свищев.