Жостовский поднос: лучшая пара для самовара
Мода на чай, который к середине 19 века стал доступен в России даже зажиточным крестьянам, сыграла ключевую роль в жизни подмосковного Жостово
Тема: Год культурного наследия народов России
Мода на чай, который к середине 19 века стал доступен в России даже зажиточным крестьянам, сыграла ключевую роль в жизни подмосковного Жостово. Местные ремесленники только поставили на поток производство расписных подносов, как тут, весьма кстати, русские массово увлеклись чаепитием.
Жостовская роспись (покрытие лаковым узором металлических подносов) родилась из двух русских народных промыслов: уральского — производство подносов, и подмосковного — Федоскинская лаковая миниатюра.
Объединить их в 1825 году решились откупившиеся от крепостной зависимости братья Вишняковы. В прейскуранте их мастерской значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов…».
Уже открыв своё дело, один из братьев — Осип — стал «ходить» в Москву в торговые ряды, чтобы продавать товар. А накопившегося капитала со временем даже хватило для лавки на Цветном бульваре.
Возможно, именно там жостовские подносы прикупил себе и Лев Толстой. Известно, что дома у писателя были два, так называемых, «копченых» подноса, которые по технологии обжигали свечкой, в результате чего получался колотый узор, «под черепаху».
После революции в селе Жостово и соседних деревнях были организованы многочисленные артели по росписи подносов, которые в 1928 году объединили в предприятие «Металлоподнос».
Тогда же, в 1920-1930-х годах прошлого века, в жостовскую живопись постарались внедрить актуальные советские темы и сюжеты, однако художники смогли отстоять традиции промысла.
Правда, одна из таких попыток все же увенчалась успехом. В 30-е годы на фабрику высадился «художественный десант» из признанных мастеров. В результате была придумана цветочная роспись — визитная карточка Жостовских подносов и сегодня.
В годы Великой отечественной войны главные силы предприятия бросили на производство печек-буржуек. Весь металл шел на нужды фронта, мастерам же оставалось оттачивать свои навыки на банках из-под тушенки, вспоминают старожилы предприятия.
Статус уникального вида народного искусства жостовская роспись официально получила в 1960-х годах ХХ века. С тех пор нарядные подносы регулярно выставлялись на международных выставках и получали там награды.
В 70-х годах мастера подносной росписи даже получили право ставить на изделиях собственную метку — большая редкость для промышленного СССР. Эта традиция сохранилась, у каждого мастера в Жостове и сейчас есть своё клеймо.
Сегодня, как и почти 200 лет назад, подносы куют вручную. За это время создали уже более 150 форм. Чтобы лак хорошо лег, будущее творение искусства перед росписью тщательно грунтуют и шлифуют до идеально гладкости.
Кстати, состав лака, который позволяет подносам сохранять товарный вид веками, держат в секрете. Зато известно, что правильные кисточки для росписи нужно собирают вручную из беличьих хвостов.
Сегодня, жостовская роспись наносится не только на металл. Сказочными букетами украшают стеклянные новогодние шары, подарочные пасхальные яйца, фонари, зеркала, часы, вазы и многое другое.