Зеркала истории — истинные и кривые
Международный форум победителей «Великая Победа, добытая единством»
Более двухсот ветеранов Великой Отечественной войны, малолетних узников гитлеровских и финских лагерей, общественных деятелей и журналистов собрались в Минске на Международном форуме победителей «Великая Победа, добытая единством»
ОДНА ПОБЕДА, ОДИН СВЯТОЙ ОГОНЬ
В Беларуси много прекрасного, но много и скорбного, поскольку ни одной стране, исчезнувшей, увы, с карты единой Советской Родины, не выпало столько страданий. Павших чтят всюду и порой наперекор властям, например, в Галиции или в Прибалтике. Но храма-памятника «В честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших», подобного воздвигнутому в Минске, больше нигде нет.
Если бы концентрацию горя народного можно было бы измерить методами точных наук, в крипте этого уникального мемориала стрелку такого гипотетического прибора явно бы зашкалило у ониксовой стены. Ниши в ней забраны пластинками из этого прозрачного минерала. Оникс выбран не случайно. Узорчатый его рисунок, по замыслу авторов, символизирует непредсказуемость человеческих судеб, поскольку никому не дано предугадывать свое будущее. А капсулы в нишах таят в себе землю из тех мест на Земле, где пролилась кровь белорусов. В этом году к ним прибавилась земля из Хатыни. И когда перед открытием форума участники его пришли к храму-памятнику и спустились в крипту, то независимо от принадлежности к конфессиям все, пожалуй, засветили свечи от лампадного огня, привезенного из иерусалимского храма Воскресения Христова.
А судьбы пришедших тоже подобны узорам оникса. Приехавший из Эстонии Валентин Иоганович Виллемсоо на войне с 1941 года, который по всем обстоятельствам должен был стать для него последним. Во время трагического перехода Балтийского флота из Таллина в Ленинград его судно подорвалось на мине. Красноармейца-новобранца взрывом сбросило в море. Он успел ухватиться за подвернувшуюся длинную доску и… очнулся через сутки на палубе спасательного судна. От этих двадцати четырех примерно часов в памяти ровным счетом ничего не осталось. Потом Валентину Иогановичу спасатели рассказали, что не сразу смогли разжать пальцы рук, намертво сжавших выручившую его деревяшку…
А вот Топонбая Чотбаева, с которым я говорил в тот же день на возложении венков к Вечному огню, из Бишкека война занесла на Дальний Восток — биться с японцами. Вспоминать о ней он не любит, мирная жизнь куда приятней. Гордится тем, что у него теперь при 12 внуках уже 14 правнуков. А обидно и горько из-за того, что ветераны все уходят и уходят на вечный покой. Из Киргизии в годы Великой Отечественной войны призвано было около 330 тысяч человек, а в прошлом году в живых оставалось лишь 1200. От этого никому никуда не деться, но как все же несправедлива природа. Ведь тем, кто столько перенес, жизнь никогда не наскучит…
ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ МОЛЧАТЬ?
Храм-памятник в Минске «В честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших». Многие утверждают, что подобного больше нигде нет
|
На форуме много раз затрагивали исторические эпизоды, до недавних пор почти не затрагиваемые исследователями и не упоминаемые политиками. В одних случаях это объяснялось тем, что у той или иной проблемы оказывалось слишком много острых углов, иной раз причиной умалчивания становились идеологические шоры, сквозь которые десятилетиями было принято оглядываться на прошлое.
Заместитель председателя Общества историков Узбекистана Алишер Сабиров поразил многих коллег, рассказав о фактах, за пределами его страны почти никому не ведомых. Оказалось, что мусульманское духовенство Узбекской ССР в 1941 году выпустило фетву, объявлявшую гитлеровцам газават — священную войну. Никакой управленческой структуры у приверженцев ислама тогда не имелось. Фетву выпустило несколько священнослужителей, избежавших репрессий тридцатых годов. Между тем значение ее переоценить невозможно. Призывники из той далекой от фронта республики к своим гражданским обязанностям перед страной получили еще и религиозный стимул к действиям против захватчиков.
Такое выступление дало толчок к включению этого направления исторических исследований в принятые форумом рекомендации. В самом деле, деятельность духовенства любых конфессий во имя Победы до недавних времен практически замалчивалась.
Алишер Сабиров напомнил и о другом полузабытом эпизоде, когда руководство Узбекистана военной поры выдвинуло лозунг — ни один эвакуированный в республику ребенок не должен погибнуть. И практически всех детей люди принимали в свои семьи, спасая их от тягот, неизбежных даже в далеком тылу. Так что и в черные годы найдется немало светлых страниц.
Но свет не обходится без теней, и принцип — как бы кого не обидеть — господствовал долгими годами, не совсем забыт он и по сию пору. Вот некоторые лишь эпизоды из упомянутых на форуме. Председатель Славянской правозащитной организации «Вече» из Кишинева Николай Гуцул выпустил немало трудов об участии своих соотечественников в Великой Отечественной войне, но в прежние годы ему, мягко говоря, не рекомендовали публиковать материалы о службе молдаван в румынских войсках до выхода этой страны из войны в 1944 году.
В пору существования СССР такая чрезмерная политкорректность никого не удивляла, как и утаивание кровавого следа, оставленного латышскими карательными частями за пределами самой Латвии, в том числе и в Белоруссии.
Словом, трудно не согласиться с пресс-секретарем Главного управления идеологической работы министерства обороны Республики Беларусь Владимиром Макаровым, отметившим: нужно говорить и писать о том, что было. При этом, разумеется, нельзя забывать и о попытках, как выразился полковник Макаров, нанести удар по самым ярким страницам истории. Один из чаще всего используемых для этого приемов — передергивание фактов, искажение истины с помощью того, что можно назвать «кривыми зеркалами истории». На одном из сайтов появилось, например, утверждение, что казненный партизанами палач Белоруссии, гауляйтер Вильгельм Кубе, в наше время был бы самым достойным кандидатом, дабы возглавить общество имени Франциска Скорины, занятое пропагандой белорусского языка…
На другом конце СНГ, где молдавские учебники полностью вытеснены румынскими, всячески превозносится личность генерала Антонеску. Педагог из Молдавии Илона Балта с горечью сказала мне, что о причастности диктатора к массовым казням евреев в Бельцах ныне предпочитают не вспоминать, объявляя лжегероя чуть ли не «отцом нации».
БЛАГОРОДСТВО В АДУ
О фронтовых дорогах участникам форума напоминала чудом уцелевшая до наших дней легендарная полуторка
|
Совместима ли война с гуманизмом? Способен ли человек сохранять в себе человечность в аду боев? Возможно ли проявлять высшее благородство в условиях заведомо нечеловеческих?
Затронув на пленарном заседании форума эти не находящие легких ответов вопросы, Государственный секретарь Союзного государства Григорий Рапота не навязывал своего мнения, предпочитая дать слушателям возможность самим делать выводы.
Политик напомнил военный эпизод, подлинность которого засвидетельствовал в своем очерке Борис Полевой. Эта история произошла у него на глазах. А речь шла о том, что старший сержант Красной армии, уроженец Минской области Трифон Лукьянович, увидев в Берлине немецкую девочку, плачущую рядом с телом убитой матери, вынес ее из-под обстрела, но сам был при этом тяжело ранен и умер в госпитале за считаные дни до Победы. Считается, что именно этот советский воин и стал прототипом солдата, изваяние которого поныне высится в берлинском Трептов-парке, став одним из символов освобождения Европы от гитлеровской чумы XX века.
И впрямь, кто упрекнул бы Лукьяновича, если бы тот не обратил на девочку внимания или же просто не стал реагировать на одну из бесчисленных трагедий последних дней войны, что в лихорадке финальных схваток было бы вполне оправданным. Тем более что семья солдата погибла, о чем он узнал, побывав после освобождения Белоруссии на родине…
А вот другой пример для осмысления, тоже приведенный Григорием Рапотой. Он напомнил о фрагменте фронтовой биографии Маршала Советского Союза Родиона Малиновского. Когда части под его командованием были на подступах к Будапешту, военачальник получил по телефону приказ Верховного главнокомандующего взять венгерскую столицу за пять дней к 7 ноября. Малиновский пытался объяснить Сталину, что войска измотаны, что требуется перегруппировка, нужны пополнения рядов… Все было бесполезно. Будапешт пал только через сто дней после изнурительных боев и тяжелых потерь, которых могло быть намного меньше. Что думал о Сталине маршал во время и после телефонного разговора? Этого мы никогда не узнаем, ибо воспоминаний он не оставил. Политика вторглась в правила военного искусства и многих этим погубила…
белорусов
погибли в годы Великой отечественной войны
В дни форума весенний Минск был расцвечен красно-зелеными ленточками со стилизованным цветком яблони на них. Белорусский республиканский союз молодежи проводил общенациональную акцию «Цветы Великой Победы», и яблоневый цвет на ленточках предвосхищал бутоны на реальных яблонях.
На форуме много говорили о феномене «Бессмертного полка», ставшего теперь неотъемлемой частью праздничных мероприятий. Действительно, предыдущие, начавшиеся в 1965 году празднования Дня Победы были торжественными, трогательными, но все же несли на себе неизбежный, пусть даже и легкий оттенок приказной официальности. А «Бессмертный полк» появился как бы сам по себе и замаршировал по городам и странам. Принято считать, что придумали его то ли в Томске, то ли в Тюмени. Рискну в том усомниться, поскольку в Вологде местный общественный деятель Михаил Суров, чему я сам был свидетелем, небезуспешно призывал горожан выйти на площадь с портретами воевавших близких еще в девяностые годы. Страна у нас огромная, и не исключено, нечто похожее и раньше происходило где-то вдали. Но дело не в авторстве, а в сути.
На одной из секций форума обсуждали возможность создания интернет-портала «Бессмертного полка». Поначалу, услышав об этом от одного из директоров Международной ассоциации студенческого телевидения Дмитрия Шелухина, я было усомнился: а стоит ли? Есть же известный сайт «Подвиг народа», где доступны данные о ветеранах и их наградах. Собеседник убедительно возразил, что на этом благородном без сомнения сайте можно найти информацию, но обсуждать ее с другими посетителями, находить с ними общие точки соприкосновения все же не удастся. Мультимедийность электронного «Бессмертного полка» сделает такое общение достаточно простым и, будем надеяться, полезным.
А чем меньше остается среди нас людей, не понаслышке знакомых с войной, тем больше потребность в диалоге и между поколениями, и между ровесниками.
Фото автора, РИА «НОВОСТИ»