Школьные завтраки и обеды подведут под стандарт
Пока что в Сибири старшеклассники едят горячую еду, а в Дагестане — нет
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), от структуры питания на 70 процентов зависит здоровье и физическое развитие детей и подростков. Однако с рационом учеников дела у нас обстоят не лучшим образом. Разрешить сельским школам покупать продукты у фермеров напрямую и разработать единый стандарт питания в образовательных организациях — таковы предложения экспертов на «круглом столе» в Совете Федерации.
Пейте дети молоко, будете здоровы!
Качество питания населения, в том числе школьников, ухудшается во всём мире. Причём стремительно, указывают эксперты. И дело не только в том, что всё более популярными становятся гиперкалорийный фастфуд или сладкая газировка. По данным научного руководителя направления Федерального исследовательского центра питания и биотехнологии Александра Батурина, систематически злоупотребляют бургерами, чипсами и колой лишь пять процентов детей и подростков. Другое дело, что не лучшим образом на неокрепший организм школьников влияет и некачественная питьевая вода, и недостаток молока, и несоблюдение правильного режима питания.
Приучать детей к здоровой еде могла бы школа, однако организация питания во многих образовательных организациях оставляет желать лучшего. Проблема в том, что выделять на это деньги должны субъекты Федерации. «Но когда в региональных бюджетах нужно определять расходы, тема питания школьников нередко уходит на второй план», — констатировал на «круглом столе» в Совете Федерации член Комитета по науке, образованию и культуре Олег Казаковцев.
И результат такого отношения — налицо. По словам Александра Батурина, каждый десятый школьник не ходит в школьную столовую, причём с собой берёт завтрак лишь половина из этих детей. «Дети не едят в школах вообще, объясняя это тем, что кормят там невкусно», — сказал эксперт.
Регионы кормят школьников по-разному
И. о. директора департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки Ирина Мануйлова напомнила: для организации полноценного питания в школах государство сделало немало. К примеру, наличие в школе пищеблока теперь одно из требований для получения лицензии.
«Кроме того, в 2011 — 2013 годах всем регионам из федерального бюджета была оказана серьёзная финансовая поддержка. За три года более десяти миллиардов рублей было потрачено на новое оснащение для школьных столовых, на повышение квалификации их работников, был запущен механизм серьёзных программ по организации здорового питания», — отметила представитель Минобрнауки.
Тем не менее питание школьников от региона к региону до сих пор разнится весьма существенно. Так, по данным Минобрнауки, в 2016 году одноразовое горячее питание в школах могли получить лишь 62,58 процента учеников, а двухразовое горячее питание — 26,98. При этом лидирует по данному показателю вовсе не Центральный федеральный округ, как можно было бы наивно предположить, а Сибирский (76,44 процента). Среди отстающих Северо-Кавказский федеральный округ (41,44). Кстати, Дагестан — единственный регион, где учащиеся 10-11-х классов не видят в школах горячего питания вовсе.
Стоимость школьной еды — ещё один повод для беспокойства и тщательного анализа. «В прошлом году снижение стоимости школьного питания по отношению к предыдущему году зафиксировано в 19 регионах. И это притом что цена продуктов в нашей стране фактически не снижалась, — указала Ирина Мануйлова. — В 11 регионах, наоборот, стоимость питания довольно существенно повысилась».
Школьному питанию нужен отдельный закон
Одно из самых обсуждаемых предложений, способных решить проблему, — введение федерального норматива финансирования школьного питания. Но эту меру вряд ли поддержит финансовый блок Правительства, уверен Олег Казаковцев. «Если мы введём федеральный норматив, то федеральный бюджет должен будет каким-то образом дофинансировать питание в школах. И тогда встанет вопрос о том, где брать на эти цели дополнительные средства», — пояснил Олег Казаковцев.
Так что решать проблему придётся другими способами. Так, Ирина Мануйлова предложила хотя бы сельским школам разрешить покупать продукты непосредственно у производителей. Причём в число таких производителей включить не только крупные компании, но и фермеров, а также индивидуальных предпринимателей.
«Нередки ситуации, когда сельские школы, которые имеют возможность покупать дешёвые качественные, выращенные на своей же земле продукты, не могут этого сделать, так как действующий закон о госзакупках автоматически выводит их на торги, вынуждая покупать продукты у тех поставщиков, которые в них участвуют», — пояснила представитель Минздрава.
Советник министра сельского хозяйства, директор АНО «Институт отраслевого питания» Владимир Чернигов напомнил о том, что несколько лет назад чиновники пытались разработать стандарт школьного питания, однако до конца эта работа так и не была доведена. Ещё один способ — принять отдельный федеральный закон, регламентирующий эту сферу. Но, по словам эксперта, против такой инициативы сразу выступили несколько министерств. «Причём отнюдь не финансовового блока», — подчеркнул эксперт.
Выход из этой ситуации отдельные регионы уже нашли. Так, в нескольких субъектах Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге, Волгоградской области и Краснодарском крае, действуют собственные законы о социальном питании, в которых, помимо прочего, регламентируется организация завтраков и обедов в школах, сказала председатель Всероссийского педагогического собрания Валентина Иванова. И это сказалось на качестве и еды в образовательных организациях этих субъектов.
Основа системы школьного питания в нашей стране была заложена ещё в годы СССР. К 1985 году посещение школьных столовых являлось обязательным для учащихся. Дети должны были съедать горячий завтрак или горячий обед (в зависимости от смены). Для некоторых детей предусматривалось щадящее диетическое питание. Как во времена СССР, так и в настоящее время каждая школа обязана иметь собственные помещения для приготовления блюд — кухню, а также обеденный зал. Однако в 1980 году требования к оборудованию на кухнях были минимальными, с 2001 года перечень приборов был существенно расширен. В том числе в него вошли пароконвектомат, машины для чистки и резки овощей, хлеборезка, приспособления для сохранения готовой пищи в горячем состоянии.
Эксперты указывают на то, что во времена СССР система школьного питания работала более чётко и слаженно. Дело в том, что в то время столовая принадлежала школе и полностью зависела от указаний администрации. В настоящее время подавляющее большинство школьных столовых — частные предприятия, ждать от которых 100-процентного подчинения указаниям школьной администрации было бы странно.