Законотворчество идёт в соцсети
Госорганы могут обязать вести официальные аккаунты в Интернете
Сегодня аудитория российского сегмента сети «Интернет» составляет 80,5 миллиона пользователей (прирост по сравнению с предыдущим годом — 9,2 процента), из них больше половины регулярно пользуются социальными сетями. Так, по данным опроса ВЦИОМ, 61 процент пользователей заходят в сеть «ВКонтакте», 54 процента — на «Одноклассники».
Исходя из этого Экспертный совет Молодёжного парламента при Госдуме по развитию информационного общества и СМИ предложил органам власти распространять информацию о своей деятельности через официальные аккаунты в социальных сетях. Соответствующие поправки в Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления» были рассмотрены на заседании Совета 28 июля.
Тренд — на открытость власти
Не использовать соцсети в качестве канала для коммуникации между властью и избирателями недальновидно, считают молодые журналисты и блогеры, входящие в Совет: возможности социальных сетей по ведению официальных групп упрощают размещение информации и делают её значительно интереснее для пользователей. «Благодаря этому соцмедиа становятся качественным инструментом для обратной связи с жителями, — подчеркнул председатель Совета Илья Зотов. - В предлагаемых поправках вносится предложение по ведению официальных аккаунтов в социальных сетях для федеральных министерств и ведомств, а также для исполнительных и законодательных органов власти в субъектах Российской Федерации, за исключением муниципальных образований, где вступление поправок следует отложить».
Инициатива отвечает тренду на открытость власти, уверен председатель Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин: наличие у подавляющего большинства членов Совета Федерации и депутатов разных уровней своих страниц в социальных сетях помогает доносить позицию государства до граждан, разъяснять её широкому кругу интересующихся социально-политическими событиями в стране.
«То же самое касается и сотрудников СМИ, которые таким образом оперативно получают информацию и в случае, если она их заинтересовала, готовят соответствующие материалы. В отдельных случаях такие каналы распространения информации, как соцсети или мессенджеры, уже конкурируют с рассылкой пресс-релизов через почтовые сервисы», — отметил Леонид Левин.
Стремиться быть более открытыми к общению с людьми должны и парламентарии, в том числе через социальные сети, полагает заместитель секретаря Генсовета «Единой России», член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Евгений Ревенко. «В связи с этим мы обратились к нашим депутатам с предложением активнее включиться в эту работу», — сказал Ревенко. Уже сегодня 161 депутат от фракции «Единая Россия» в Госдуме имеет аккаунт в социальных сетях.
Такое общение укрепляет доверие населения к власти, считает он. К тому же новый созыв палаты в своей работе нацелен на максимальную открытость — в начале 2018 года у Госдумы появится обновлённый сайт, искать информацию на котором будет проще и удобнее; помогать информировать россиян о деятельности палаты станет и парламентское телевидение, главой наблюдательного совета которого является вице-спикер Госдумы Пётр Толстой.
В новом формате проходят и парламентские слушания — к примеру, на слушаниях по молодёжной политике впервые присутствовали блогеры, на слушаниях по дольщикам — обманутые участники долевого строительства со всей страны. «Это, на мой взгляд, прямым образом влияет на доверие, о котором я говорил. Когда мы слушаем людей, то фиксируем их мнение и учитываем его в своей работе», — выразил мнение Евгений Ревенко. Поэтому инициатива Экспертного Совета отвечает курсу на повышение уровня коммуникации между населением и властью, считают парламентарии.
В соцсети пригласят органы власти, а не чиновников
Другое дело, что в законопроекте Экспертного совета речь не идёт об обязательности страниц в соцсетях у депутатов и сенаторов. Тот же Леонид Левин рассказывал «Парламентской газете», что он на этих площадках не представлен, да и временем на ведение соцсетей не располагает. Не переходить на персоналии предлагает и глава Комиссии Института развития Интернета по созданию единого стандарта сайтов Артём Геллер.
«Чиновник может быть компетентным в своей области, но просто в силу возраста ему будет тяжело вести свои аккаунты», — рассуждает эксперт.
Поэтому я бы не заставлял их работать в Сетях, а лишь поощрял за это
Также эксперт предложил составить методические рекомендации для госслужащих, в которых будет прописано, как правильно вести себя в социальных сетях. «Не лишним будет определить и список приоритетных сетей для государства», — считает он.Тем более что информация для размещения в зависимости от социальной сети должна быть разной, считает член Комитета Госдумы по культуре Елена Бондаренко. Если москвичи, к примеру, широко пользуются сетью «Facebook», то основная часть избирателей депутата из Ставропольского края — «Одноклассниками». «Контент должен отбираться в зависимости от интересов аудитории», — уверена Бондаренко.
Ну а пока, если госорган заинтересован в высокой оценке своей работы, он будет оперативно отвечать на запрос в любой форме, в том числе и в соцсетях, полагает Леонид Левин. «В ряде регионов уже действуют интернет-порталы, которые позволяют гражданам указать на конкретные проблемы, приложить фотодоказательства. В интересах чиновников решить проблему как можно быстрее, так как оперативность реагирования на запросы граждан является важным качеством власти, по которому в том числе и оценивается её эффективность», — сказал депутат. К примеру, на столичном портале «Наш город» москвичи могут пожаловаться на яму на дороге или нехватку песка в песочнице и получат ответ в течение суток. Аналогичный ресурс — «Добродел» — действует и в Подмосковье, поэтому члены Совета предлагают максимально расширить в регионах такой способ коммуникации с властью.
Кроме того, по мнению главы Совета Ильи Зотова, стоит вывести общение граждан с губернаторами на качественно новый уровень. «Мы предлагаем ввести обязательные ежегодные прямые линии с губернаторами, в ходе которых жители смогут задавать главам регионов вопросы, касающиеся жизни их субъекта», — заявил Зотов. Он отметил, что таким образом у населения появится больше возможностей для общения с властью, вследствие чего повысится доверие к местным чиновникам. Возможно, тогда население начнёт обращаться с жалобами непосредственно по адресу. «А пока к нам поступает множество обращений от жителей из разных регионов, — рассказывают пранкеры Алексей Столяров (Лексус) и Владимир Кузнецов (Вован). — Понятно, что мы им помочь не можем».
Каким быть страницам, спросят молодёжь
Опыт московских властей по взаимодействию с населением в Сети максимально приближён к западной практике, рассказала блогер Юлия Стахива. «Если российские региональные сайты органов власти в основном направлены на информирование жителей, то столица пытается вовлекать граждан в решение наиболее значимых вопросов», — считает она. По словам эксперта, лучшие примеры можно взять из международной практики: к примеру, сайт американского правительства позиционируется как «электронный гид» в помощь населению — ответ на вопрос о пенсионном фонде или налогообложении можно найти буквально в два клика. В Твиттере Правительства есть не только новости, но и сведения о вакансиях. «А вот в Эстонии на сайте правительства действует видеоблог. В формате блога сделан и портал немецкого кабмина — за счёт новостной ленты с фото и видео он читается легко», — отметила Стахива.
Впрочем, примеры по выходу властей в интернет-пространство можно найти и на территории СНГ: президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев настоял на том, чтобы все депутаты и сенаторы Олий Мажлиса обзавелись страницами в социальных сетях. «Вы должны создать свои страницы в социальных сетях и размещать там всю необходимую информацию о своей работе. Многие страны мира уже давным-давно перешли на эту систему», — сказал Мирзиёев депутатам и сенаторам.
Председатель Комитета Мособлдумы по делам молодёжи и спорта Олег Жолобов рекомендует отечественным парламентариям, ведущим страницы в сосцетях, писать посты самостоятельно, а не через помощников. «Когда пишет помощник, это заметно. Молодёжь же ценит искренность», — говорит он. А чего хочет само подрастающее поколение от социальных сетей региональных властей? Об этом Молодёжный парламент при Госдуме решил спросить целевую аудиторию. «Мы проведём опрос среди молодёжи во всех субъектах относительно того, какими должны быть соцсети у органов власти, какая информация там должна размещаться», — пояснила председатель парламента Мария Воропаева.
Собранные данные будут обрабатываться в течение месяца. После этого Молодёжный парламент намерен обратиться к главе думского Комитета по информполитике Леониду Левину с просьбой создать Рабочую группу, которая займётся вопросами по совершенствованию законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности госорганов и органов местного самоуправления.
Ещё материалы: Леонид Левин, Евгений Ревенко