Законопроект о железнодорожном туризме планируют рассмотреть уже в весеннюю сессию

Законопроект о железнодорожном туризме планируют рассмотреть в весеннюю сессию

Он позволит сформировать единые правила для путешествий на круизных поездах

31.05.2024 00:00

Автор: Николай Козин

Законопроект о железнодорожном туризме планируют рассмотреть уже в весеннюю сессию
  © Авилов Александр /Агентство «Москва»

В России задумались о том, чтобы подвести законодательную базу под железнодорожный туризм — описать в законе само это понятие, установить критерии и требования к оснащению туристических поездов и поведению пассажиров-туристов. По словам депутатов, экспертов и представителей компаний-перевозчиков, новый закон принесет сплошное благо: люди получат еще один интересный вид сервиса, РЖД — деньги на обновление подвижного состава, а регионы и города — возможность дополнительного развития. Подробности — в материале «Парламентской газеты».

Явление есть, правил нет

Железнодорожный туризм в России — явление странное. С одной стороны, он определенно есть и пользуется огромной популярностью. Только за 2022 год по программе «РЖД Тур» перевезли больше 690 тысяч туристов по 61 маршруту. А в 2023-м оба показателя выросли: до 940 тысяч людей и 81 маршрута. С другой — железнодорожный туризм у нас до сих пор отсутствует на нормативно-правовом уровне. Об этом сообщила первый зампредседателя Комитета Госдумы по экономической политике, координатор направления народной программы партии «Единая Россия» «Развитие туризма» Надежда Школкина, открывая в Госдуме стратегическую сессию, посвященную перспективам развития железнодорожного туризма в России. В действующем законодательстве попросту нет таких понятий, как, например, «туристский поезд» или «туристский железнодорожный маршрут» и еще многих других. Отсюда, по словам Школкиной, вытекает множество проблем, потому что обычные пассажирские поездки и поездки туристические отличаются друг от друга кардинально.

«Так, например, цель обычных пассажирских перевозок — доставить пассажира из одной точки в другую, причем по фиксируемому временному графику и регулируемому тарифу, и пассажир в ходе такой поездки может по пути следования выйти из поезда и потом вернуться в него через какое-то время, — пояснила парламентарий. — В туристическом поезде пассажир, приобретая тур, не может выйти или сесть на поезд на любой станции. Как правило, точка отправления совпадает с конечной. В ходе путешествия на туристском поезде пассажиру предоставляются такие услуги, как завтрак в купе, анимация для детей и взрослых, знакомство с городами и осмотр достопримечательностей. Кроме того, вместе с туристами в поезде нельзя провозить патогенные препараты, больных людей и останки человека».

Решением должен стать законопроект, разработанный депутатами Госдумы совместно с РЖД. В нем, в частности, планируется дать определение всем необходимым дефинициям, что позволит железнодорожникам не просто запускать туристические поезда, но еще и разработать для них специальные и обязательные к исполнению правила перевозки туристов.

Комфорт туристам, развитие городам

Но комфорт людей — не единственная цель. По словам участников сессии, законопроект позволит еще и поддержать российскую экономику в целом, и не только за счет дополнительной популяризации железнодорожного туризма, но и, к примеру, за счет формирования заказа на производство новых вагонов. Приток дополнительных денег позволит РЖД закупать современные и комфортные составы, а формирование вдоль маршрутов необходимой туристической инфраструктуры придаст дополнительный стимул развитию регионов и небольших городов.

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

Впрочем, пока не до конца проработан ряд вопросов, и один из них — цены. «Турист может воспользоваться самолетом, поехать на машине, воспользоваться туристическим поездом и на протяжении маршрута все посмотреть, — пояснил заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков. — Здесь присутствует элемент конкуренции. А значит, цены должны быть, с одной стороны, экономически обоснованы, а с другой — доступны для наших туристов».

Сам законопроект планируют рассмотреть уже в весеннюю сессию Госдумы. Пока же депутаты, перевозчики и экспертное сообщество намерены заранее собрать как можно больше необходимых поправок ко второму.