Законодатели предложили проверять опыт и вежливость таксистов
Как повысить безопасность поездок на такси?
Как показал опрос «Парламентской газеты», услугами такси пользуются около 60 процентов читателей издания. Чтобы сделать поездки максимально безопасными и комфортными, парламентарии предлагают установить жёсткие правила для агрегаторов, предусмотреть максимальный возраст автомобилей такси, а при выдаче разрешений водителям учитывать не только наличие прав, но и фактическую подготовку кандидата, знание города, количество нарушений ПДД и другие характеристики.
Рынок такси надо отрегулировать, но не задавить
Из 59,4 процента читателей «Парламентской газеты», которые ездят на такси, 34,4 процента делают это несколько раз в месяц, 15,6 процента — несколько раз в неделю, 3,1 процента — каждый день. Кроме того, 6,3 процента ответивших сами работают в данной сфере. При этом 46,6 процента респондентов не пользуются услугами такси.
В последнее время в парламенте обсуждают, как сделать сферу более прозрачной, чтобы налоги от неё не уплывали мимо бюджета, а поездки на такси были безопасными. В Госдуме уже прошёл первое чтение законопроект об агрегаторах такси, который разработала группа депутатов. Документом в том числе впервые запрещается службам приёма заказов передавать заявки бомбилам.
Один из авторов инициативы, первый заместитель председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков («Единая Россия»), такую новацию объяснил тем, что во время спецоперации «Такси» МВД выявило немало случаев, когда в официальных машинах с шашечками работали гастарбайтеры, не состоящие в налоговых органах.
«Сейчас у агрегаторов, даже самых известных, что бы они ни говорили, большой процент их «партнёров» — это любой человек, который подключается к соответствующему программному обеспечению. И разговоры о том, что «мы проверяем, и они все легальны» — это, мягко выражаясь, лукавство», — сказал «Парламентской газете» Вячеслав Лысаков.
За передачу заказов лицам, не имеющим разрешение, предусмотрят административные наказания. За повторное нарушение агрегатору грозит штраф до 500 тысяч рублей. Такие поправки в Кодекс об административных правонарушениях будут рассматривать в Госдуме параллельно с законопроектом об агрегаторах.
С тем, что главный шаг на пути к безопасности такси — это введение ответственности за такие нарушения, согласился депутат от ЛДПР Александр Старовойтов. Но он подчеркнул, что как бы ни были хороши законодательные изменения по этому поводу, нужно обязательно решить вопрос, каким образом контрольно-надзорные органы могут контролировать процесс передачи заказов. Иначе порядок навести не получится. По его словам, поэтому необходимо, чтобы Минтранс в продолжение этой работы принял соответствующие нормативные правовые акты и разработал автоматизированный федеральный реестр выданных разрешений, которые можно будет отслеживать, констатировал депутат.
Первым делом нужно налаживать муниципальный контроль за тем, каково техническое состояние автомобилей такси и их водителей, в свою очередь, уверен сенатор Анатолий Широков. Но действовать нужно так, чтобы, с одной стороны, обеспечить безопасность людей, а с другой — не создавать новые административные барьеры для бизнеса, убеждён он. По его мнению, создать такую систему профилактики нарушений должен помочь разрабатываемый сегодня закон о негосударственном и муниципальном контроле.
Для таксистов предложили ввести ограничения по возрасту и адекватности
При приёме на работу таксиста в организации должны проверять, нет ли у кандидата судимости, психологических и наркологических заболеваний, а также действительно ли он может нормально водить, считает депутат Госдумы от «Единой России» Анатолий Выборный. «Даже при наличии водительских прав, в ходе какой-то фильтрации должны посмотреть, как человек ездит. У меня был случай, когда я даже думал выйти из такси по дороге, не доехав, — такие водитель делал рывки, когда тормозил и трогался. Оказалось, что за рулём-то он всю жизнь, но работал раньше только на грузовиках. Конечно, одно дело везти многотонную машину, гружёную гравием или бетонными плитами, и совсем другое — легковой автомобиль», — рассказал он.
По мнению парламентария, должен быть ограничен и возраст водителя — когда человеку 70 лет, ему может быть тяжело за рулём. Не последнюю роль должен играть также контроль за состоянием автомобиля. «Мы должны быть уверены, что ему не 20 лет, когда по дороге может отказать коробка передач или не сработать тормоз. Для этого необходимо определить возраст автомобиля, требования к техническому состоянию, регулярно перед рейсом проверять его», — отметил Выборный.
Полностью согласившись с тем, что необходимо отбирать водителей такси, учитывая их опыт, отсутствие нарушений ПДД и уравновешенность, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по контролю и Регламенту, заместитель руководителя фракции «Справедливая Россия» Олег Нилов подчеркнул, что после ужесточения требований ситуация с тарифами не сможет остаться прежней. Это объяснимо — с рынка такси исчезнут работники, которые бизнесу обходятся максимально дёшево.
По мнению депутата, к разрешению этого противоречия должно подключиться государство. Например, власти городов могут дать таксомоторным организациям налоговые льготы и доступные кредиты для обслуживания и замены, транспорта. «Не надо зарабатывать на такси, нужно наоборот, туда вложить деньги, потому что это общественный транспорт. Заниматься им — это обязанность муниципалитетов. И они должны поучаствовать в том, чтобы повысить безопасность такси», — заявил законодатель.
А по мнению председателя Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности Вячеслава Тимченко, нужно подумать о внедрении во все таксомоторные организации стандартов водителя такси. Причём в них стоит прописать требования не только к квалификации, но и к внешнему виду, знанию города и вежливости, считает он. «В крупных производственных компаниях такой контроль налажен хорошо. Можно поизучать опыт, который есть в России, и внедрить его в сферу такси», — сказал сенатор.
Ещё материалы: Вячеслав Лысаков, Олег Нилов, Александр Старовойтов, Анатолий Широков, Анатолий Выборный, Вячеслав Тимченко