Законодатели ищут новые решения в борьбе с пиратским контентом
Такой мерой может стать введение внесудебной процедуры удаления из поисковой выдачи ссылок на сайты-нарушители
Антипиратское законодательство в России нуждается в доработке, пришли к выводу участники «круглого стола», который состоялся в Госдуме 16 октября. Чтобы сдвинуть ситуацию с мёртвой точки, законодатели и отраслевые эксперты посоветовали представителям индустрии выработать общую позицию по продвижению легального контента в ущерб противозаконному.
Увы, найдётся всё
Основная среда распространения пиратского контента — Интернет. За пять лет, в течение которых действует «антипиратский» закон, правообладатели и Роскомнадзор заблокировали более шести тысяч ресурсов, в том числе крупнейшие и популярные пиратские сайты - такие как RuTracker.org. Однако эффект от этих мер оказался противоречив.
Потеряв доступ к одному ресурсу, пользователи тут же начинали искать новые источники нелегального контента в Сети. В результате только за последний год объём поискового трафика на пиратские сайты вырос на треть. Так, месячная аудитория одного из самых популярных пиратских онлайн-кинотеатров за первые пять месяцев 2018 года увеличилась в 4,5 раза — с 10 до 45 миллионов зрителей. При этом 83 процента трафика пришло прямиком из поисковых систем.
В том, что пиратский контент оказывается легко доступен с помощью поисковиков, экспертное сообщество видит главную проблему для правообладателей. По мнению отраслевых специалистов, решением проблемы могло бы стать законодательное введение внесудебной процедуры удаления из поисковой выдачи ссылок и сайтов-нарушителей — по требованию правообладателя.
«Когда вы ищете какой-либо фильм, то в 80 процентах случаев это всё предлагает «Яндекс» и в 20 процентах случаев — Google, — посетовал глава правления Ассоциации продюсеров кино и телевидения, директор компании СТВ Сергей Сельянов, выступая 16 октября на «круглом столе» в Госдуме, посвящённом борьбе с пиратством. — Поэтому мы предлагаем досудебную блокировку соответствующих ссылок по запросу правообладателя».
В свою очередь, гендиректор Общероссийской общественной организации «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (ВОИС) Андрей Кричевский упрекнул «Яндекс» в «отсутствии доброй воли», заявив, что поисковик имеет все технические возможности удалять ссылки на пиратские ресурсы из выдачи, однако по какой-то причине не считает нужным этим заняться.
«Яндекс» должен быть на переднем плане борьбы с пиратством, предлагая эффективные и оперативные решения.
Между тем в самом «Яндексе» настаивают, что компания не зарабатывает на нелегальном контенте. «Мы против пиратов и за эффективную борьбу с ними. Более того, мы сами являемся правообладателями и активно развиваем легальные сервисы потребления контента, в числе которых «Яндекс.Музыка» и «КиноПоиск», — заявил представитель компании. — Поэтому мы активно работаем над меморандумом, который создаст эффективный, прозрачный и равноприменимый механизм борьбы с распространением нелегального контента в Интернете».
Как заметили участники «круглого стола», в распространении контента активно участвуют социальные сети. Поэтому под меморандумом должны поставить свои подписи Mail.Ru Group (включая соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники»), Google (включая YouTube), Rutube и другие крупные участники рынка. «Мы выступаем за скорейшее решение вопроса и готовы первыми подписать меморандум при условии, что документ вступит в силу только после подписания его другими участниками«, — сообщили «Парламентской газете» в пресс-службе поисковика, уточнив, что анонсированный отраслевой меморандум — лишь промежуточная ступень перед принятием необходимых поправок в «антипиратский» закон.
Председатель думского Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин, комментируя ситуацию, заверил, что его комитет поддерживает шаги по саморегулированию отрасли. «Я надеюсь, что позиция «Яндекса» искренна, и они действительно хотят найти решение этой проблемы в поле уже действующего законодательства. «Яндекс» должен быть на переднем плане борьбы с пиратством, предлагая эффективные и оперативные решения», — заключил парламентарий.
Пора топить пиратские корабли
Генеральный директор Rambler&Co Александр Мамут огласил результаты проведённого компанией исследования, согласно которому ущерб правообладателям в области распространения аудиовизуального контента в 2017 году составил около 70 миллиардов рублей. «Можно обсуждать законы, которые помешают пиратам воровать авторский контент. Но почему бы самим правообладателям не проявить настойчивость и не потребовать от них возмещения ущерба? — задался вопросом Мамут. — Надо идти в суд и создавать прецеденты по возмещению убытков. Ничего эффективнее требования о компенсациях я не вижу. Всё остальное — это гонка между технологиями и интеллектом законодателей».
Глава думского Комитета по культуре Елена Ямпольская согласилась, что за пять лет успешной борьбы с пиратством ситуация на рынке изменилась, и она может потребовать дополнительных поправок в законодательстве. «Есть два фактора — алчность отдельных людей, и второе — стремительное развитие технологий. Борьба с пиратством превращается в бег наперегонки: кто быстрее, умнее и настойчивей. Наш «круглый стол» проводится по инициативе Министерства культуры и свидетельствует о нашей настойчивости», — подчеркнула законодатель.
Ямпольская усомнилась в том, что интернет-пиратство можно побороть полностью, раз уж в XXI веке человечество не смогло полностью побороть даже морское пиратство. «Но я абсолютно убеждена, что мы должны с системной настойчивостью топить все пиратские «интернет-корабли» на просторах мирового информационного океана под названием «Интернет»», — сказала парламентарий.
Надо менять привычки потребителей и агитировать пользователей потреблять легальный контент.
В свою очередь, замминистра культуры Павел Степанов отметил, что существующие примеры эффективной борьбы с пиратством позволяют смотреть в будущее с оптимизмом. Однако в борьбе с пиратством важен не только экономический аспект, но и социальный, а именно — культура потребления контента. «Надо менять привычки потребителей и агитировать пользователей потреблять легальный контент. Нельзя упускать этот момент и позволять пиратам отыграть назад своей активностью все те позитивные сдвиги, которые были реализованы за последнее время», — отметил замминистра.
Ещё материалы: Леонид Левин