Закон об аттракционах решили притормозить

Правительство прорабатывает создание удобного информсервиса для отдыхающих

Законопроект: № 443614-8

Закон об аттракционах решили притормозить
  © freepik.com

Окончательное обсуждение в Госдуме проекта федерального закона «Об аттракционах», которое ранее было включено в план на 31 июля, перенесли на осеннюю сессию. Оно может пройти в октябре, когда Правительство направит отзыв на поправки к документу после первого чтения и представит свое видение в том числе финансовых вопросов. Об этом «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. Наше издание разбиралось, как новый закон защитит любителей покататься на каруселях и американских горках.

Упал и не очнулся

С наступлением тепла и особенно в летние каникулы во всех уголках нашей страны резко подскакивает кривая происшествий, связанных с массовыми развлечениями в общественных местах. Вот лишь несколько примеров.

В августе 2022-го в Орле 17-летняя девушка выпала из кресла аттракциона «Орбита». Исход летальный. Месяцем раньше в Ставрополе взбесившуюся карусель с детьми не могли остановить почти 40 минут. В мае 2023 года еще одно резонансное ЧП уже в парке Оренбурга. Там во время катания рухнули кабинки, пострадали 19 человек.

Ученые назвали регионы, которые станут непригодными для жизни из-за жары

Конец весны 2024-го тоже попал в печальную сводку. В Ейске многочисленные травмы получили несколько школьников — у конструкции отказали ремни безопасности. В сочинском парке развлечений люди семь минут провисели в вертикальном положении на экстремальной горке «Квантовый скачок». Этот перевернутый бумеранг достигает скорости больше ста километров в час.

В июне в один день оборудование сломалось сразу в двух городах. В парке аттракционов в Нальчике по техническим причинам остановились качели, с которых спасатели эвакуировали 13 человек. А в башкирском Нефтекамске шестеро оказались заложниками обесточенного колеса обозрения. Их тоже спускали на землю с автолестницы.

Ради безопасности

Ясно, что контроль за теми, кто устраивает досуг, тем более с участием детей, надо ужесточать. Поэтому так важен законопроект, разработанный депутатами Заксобрания Санкт-Петербурга. Он регулирует вопросы регистрации, эксплуатации и техобслуживания аттракционов, основания для допуска к работе и остановки.

Документ внесли в Госдуму в сентябре 2023 года, однако в феврале 2024-го с учетом замечаний появилась новая версия. В первом чтении ее приняли 25 июня.

«Этот законопроект мы планировали вынести на рассмотрение во втором и третьем чтениях на 31 июля, — сообщил «Парламентской газете» глава Комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев. — Но пока ждем отзыва Правительства на поправки, которые поступили к 9 июля. Идет процесс согласования между Минфином и Минсельхозом. Ведь одна из задач — с помощью государственной информационной системы предоставить нашим гражданам исчерпывающие сведения обо всех действующих аттракционах. Обсуждается также возможность зашить в нее данные, которые позволили бы инвалидам, людям с определенными болезнями одновременно получать и рекомендации по использованию».

По словам парламентария, есть нерешенные вопросы, в том числе финансовые. Например, пока не определились, какое ведомство будет отвечать за реализацию положений законопроекта, в частности поддержание информсистемы в актуальном состоянии. А от этого будет зависеть, кто получит на эти цели бюджетные деньги.

«Хотя было желание закрыть этот вопрос до окончания сессии, безопасность и информированность людей для нас в приоритете, — подытожил собеседник «Парламентской газеты». — Так что поставили себе в качестве ориентиров принятие законопроекта в октябре. В общем, такой срок укладывается в график, который мы намечали».

QR-код и вся подноготная

Сегодня существуют региональные реестры каруселей и прочих развлекательных сооружений, а законопроект определит, какой быть общероссийской базе: появится ли новая или станет частью какой-то из уже созданных Минсельхозом и достаточно эффективно работающих информсистем, уточнил парламентарий. Тем более что именно это ведомство курирует деятельность, связанную с так называемыми самодвижущимися машинами и аттракционами. Оно же занимается техническим надзором за услугами с их применением.

Авторы законопроекта предусмотрели, что каждый аттракцион, помимо бумажных носителей и паспортов, будет сопровождать QR-код, который расскажет, кому принадлежат карусели, для кого они предназначены, а кому не подходят, когда их произвели на свет и выдали сертификат. А держателю информсистемы поручат отслеживать своевременное обновление сведений.

Володин предложил подготовить законопроект о постановке на воинский учет мигрантов

«В том числе это будет касаться и проверок. И, я думаю, появится возможность для некой обратной связи, — пояснил Владимир Гутенев. — Она позволит гражданам сообщить в надзорные органы о некорректной работе оборудования или пожаловаться на сотрудников, обслуживающих аттракцион».

Взгляд не со стороны

Индустрия развлечений изначально приняла законопроект равнодушно, поскольку вся нормативная база по контролю технического состояния аттракционов уже существует. Таким мнением с «Парламентской газетой» поделился президент Союза ассоциаций и партнеров индустрии развлечений (САПИР) — официального партнера Международной ассоциации парков и производителей аттракционов (IAPPA) в России и странах СНГ Алексей Просандеев.

«Когда федеральный закон начали прорабатывать, появились моменты, которые индустрии интересны и которые поддерживаем, — отметил он. — Прежде всего это создание единого реестра аттракционов. То, что такие ведут на уровне региональных технадзоров, создает определенные сложности. В частности, сложно посмотреть историю аттракциона, если его приобретают новые собственники. Что с ним происходило, были ли поломки, формальности его передачи, эксплуатации. К сожалению, иногда покупают аттракцион, который уже содержит в себе значительные риски».

Единый информресурс помог бы предотвратить происшествия, считает эксперт. Например, зная, что нештатная ситуация с тем или иным оборудованием уже была, потенциальный покупатель имел бы шанс изменить решение или сразу же провести техосмотр и ремонт. Такая платформа позволила бы получить данные, сколько аттракционов в России, какие пользуются наибольшим спросом.

Читайте также:

• В Гостехнадзоре рассказали, какие аттракционы самые опасные