Закон о «лесной амнистии» дошел до Совета Федерации
Проблему наложения земель разных категорий обещают устранить к 2023 году
По данным Рослесхоза, площадь территорий в России, категория которых не определена из-за пересечения границ участков из земель лесного фонда с границами участков, относящихся к землям иных категорий, составляет около 1,7 миллиона гектар. Решить столь масштабную проблему призван закон о так называемой лестной амнистии, который, как ожидается, устранит взаимоисключающие сведения в Государственном лестном реестре (ГЛР) и Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).
Для реестра недвижимости прописали приоритет
По данным Рослесхоза, обнаружено более 263 тысяч пересечений границ земель иных категорий с землями лесного фонда на площади около 1,7 миллиона гектар. При этом, опираясь на сведения местоположений границ лесных участков в ЕГРН, Росреестром было и вовсе зафиксировано 377 тысяч нарушений.
Результатом «задвоения» правовых режимов стали многочисленные споры о праве собственности на участки, суды, неопределённость режима использования земельных участков, разные подходы при расчёте платы за землю и сложности при осуществлении территориального планирования. Возникшие противоречия необходимо было решать законодательно.
Разработкой соответствующих поправок занималось Министерство экономического развития РФ. Подготовленный ведомством и одобренный Правительством РФ законопроект Государственная Дума приняла в третьем чтении на пленарном заседании 21 июля. Им, в частности, предлагается устранить противоречия между ГЛР и ЕГРН путём установления приоритета последнего в части определения принадлежности земельного участка к конкретной категории. Это положение будет применяться в случае, если права владельца или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
При этом данный пункт не распространяется на участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, земли для обеспечения космической деятельности, на земли обороны, безопасности или земли иного специального назначения, если на них отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы. Также общие положения о приоритете ЕГРН не распространяются на участки, относящиеся к землям сельхозназначения, но при наличии у уполномоченного органа сведений, подтверждающих факт неиспользования такого участка по целевому назначению.
Помимо этого, устанавливаемые документом правила не распространяется на случаи пересечения земель лесного фонда с землями особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и землями объектов культурного наследия. Если участок относится не только к лесному фонду, но и к особо охраняемым природным территориям, вводится приоритет вторых.
Как согласовать схему участка?
Также принятый закон определяет процесс образования участка из земель, находящихся в государственной собственности. Схема его расположения на кадастровом плане территории подлежит согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченным в области лесных отношений. Отказ может последовать только в том случае, если участок пересекается с границами лесного участка или лесничества, а также лесопарка, сведения о которых имеются в ГЛР, или в случае нахождения земель в границах лесничества и лесопарка.
Если будет выявлено пересечение границ, схема в течение трёх рабочих дней направляется в федеральные органы исполнительной власти. Они в срок не более 15 рабочих дней со дня поступления схемы уведомляют субъект о наличии или об отсутствии оснований для отказа в согласовании. При этом отказ в согласовании может быть обжалован в суде.
Одновременно с этим не требуется согласования схемы для утверждения земельного участка, если он образуется из государственных земель, расположенных в границах населённого пункта или в границах территории, которая не является зоной сельскохозяйственного использования, не связана с использованием лесов и расположена за границами населённого пункта. Также не нужно согласовывать участок, образующийся из земель в границах территории, сведения о которых внесены в ЕГРН или в которых отсутствуют лесничества и лесопарки.
Отметим, что статус населённых пунктов предоставляется, помимо прочего, лесным посёлкам и военным городкам, если плотность их застройки составляет не менее 30 процентов. Исключение возможно только по специальному разрешению главы Рослесхоза.
Предусматривается, что до 1 октября 2017 года региональный исполнительный орган направит уведомление о наличии или об отсутствии лесничеств и лесопарков в границах поселения или городского округа в органы местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, а также разместить такую информацию в Интернете. Кроме того, в течение 45 дней после обнаружения пересечения Рослесхоз будет проверять, законно ли приобретён участок там, где эти пересечения зафиксированы. Право на земельные участки, оформленные с нарушением, ведомство будет оспаривать в судебном порядке.
Как следует из документа, до 1 января 2023 года Росреестр должен будет устранить противоречия в области пересечения границ земельных и лесных участков, а также пересечения границ лесных участков друг с другом. А региональные власти до 2023 года будут обязаны привести сведения лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН.
Совфед и Госдума пришли к согласию
Глава Росреестра Виктория Абрамченко ранее заявила, что от принятия закона выиграют и власть, и бизнес, и собственники.
«Государству это позволит эффективнее гарантировать защиту права собственности», — сказала чиновник.
На необходимость скорейшего принятия документа обращал внимание и заместитель директора департамента недвижимости Минэкономразвития Михаил Бочаров, который охарактеризовал обстановку с кадастровым учётом лесных участков как «очень тяжёлую». По его словам, проблемы вызваны рядом причин, в том числе тем, что до 2007 года Лесной кодекс не признавал деления лесов на лесные участки.
В свою очередь глава думского Комитета по экологии Ольга Тимофеева не раз напоминала, что после принятия закона о «лесной амнистии» от длительных судебных процедур будут освобождены «не какие-то преступники или богатые и великие люди с полями для гольфа, а обычные люди с шестью сотками и фермеры, на территории дачных участков которых вдруг оказались лесные массивы».
Права последних были ущемлены, подчеркнула депутат, из-за неразберихи в законодательстве: до 2008 года, когда был принят Лесной кодекс РФ, именно на территории лесов можно было получать дачи, садоводческие участки. В результате сегодня в судах находится почти 300 тысяч дел по таким землям. В связи с этим ранее Президент РФ дал поручение «навести порядок, помочь обычным людям, чтобы они годами не ходили в суд и смогли воспользоваться своими участками».
Закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения.
При этом Тимофеева называла изначальный законопроект, внесённый в Госдуму, «сырым». Три профильных комитета дорабатывали его, чтобы снять с себя максимальное количество рисков. Однако жарких споров в нижней палате избежать всё равно не удалось.На заседание Государственной Думы 21 июля, когда документ обсуждался в третьем чтении, спикеру палаты Вячеславу Володину даже пришлось пригласить вице-премьера РФ Дмитрия Козака и министра экономического развития Максима Орешкина. Причиной такого решения стало предложение представителей фракций ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» перенести рассмотрение правительственного законопроекта на осень.
«Правительство разделяет озабоченность депутатов, и я напомню, что мы в течение полутора лет разрабатывали этот законопроект и на завершающей стадии обсуждали со всеми заинтересованными депутатами и пришли к принятому механизму», — сказал вице-премьер Козак при рассмотрении инициативы депутатами в третьем чтении.
Замглавы кабмина подчеркнул, что закон нужен уже сейчас, ведь каждый день происходят множественные нарушения. И в итоге нижняя палата на последней «пленарке» весенней сессии всё же приняла закон в третьем чтении. Но одновременно с этим депутаты приняли решение создать мониторинговую рабочую группу нижней палаты с участием членов Правительства РФ и наметили на вторую половину октября проведение расширенных парламентских слушаний по реализации закона о «лесной амнистии».
Вместе с тем документ ещё предстоит как рассмотреть Совету Федерации, так и подписать Президенту РФ. Впрочем, закон накануне уже поддержал профильный Комитет палаты регионов по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Его члены - Владимир Лебедев, Сергей Лисовский и Михаил Щетинин - принимали непосредственное участие в доработке документа ко второму чтению в нижней палате, предложив Госдуме четыре поправки. Первая касалась учёта Земельного кодекса при преобразовании участка под объект недвижимости вместо конкретного ограничения в 25 соток. Вторая вносила изменения в федеральный закон о переводе земель и земельных участков из одной категории в другую, а третья — изменения в закон о государственной регистрации недвижимости. Последнее изменение дополняло регулирование переходных моментов в документе.
При этом на заседании нижней палаты 20 июля Щетинин поправки отозвал, так как они фактически совпали с изменениями, предложенными думским Комитетом по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
«Напомню, что сначала были отозваны поправки, предложенные тремя профильными комитетами Госдумы, которые по большому счёту не устраивали нас, а потом были внесены поправки профильного Комитета по природным ресурсам, которые полностью совпадали с нашими. Поэтому для того чтобы наши не отклоняли, мы их сами отозвали», — пояснил «Парламентской газете» сенатор своё решение.
Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов.
По словам Щетинина, даже сняв свои предложения, Совфед получил устраивающий палату результат.«Наш Комитет неоднократно обращал внимание на то, что заявительный принцип осуществления кадастрового учёта и регистрации прав на земельные участки разрушил систему информационного обеспечения управления земельными ресурсами. Не разграничены земли, находящиеся в государственной собственности, отсутствует актуальная планово-картографическая основа. Сложившаяся ситуация усугубляется неопределённостью границ земельных участков, что порождает нелегитимность сделок», — отметил парламентарий.
Законодатель напомнил, что граждане часто сталкиваются с ситуацией, когда им для решения проблемы нужно обращаться в суд. При этом судебные тяжбы могут длиться годами, и не факт, что решение будет принято в пользу истца. А потому принятый Государственной Думой закон минимизирует такие случаи.
«Это эффективный правовой механизм, обеспечивающий как реализацию и защиту конституционных прав граждан, так и сохранение лесов», — заключил председатель Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Ещё материалы: Михаил Щетинин, Вячеслав Володин , Сергей Лисовский, Владимир Лебедев , Ольга Тимофеева