За утерю чемодана авиакомпания заплатит 90 тысяч рублей
Поправки в Воздушный кодекс Российской Федерации, внесённые в связи с присоединением нашей страны к Монреальской конвенции, вступают в силу 26 мая и регламентируют отечественных перевозчиков выплачивать компенсации авиапассажирам за утрату, недостачу или повреждение багажа, грузов, ручной клади по международным стандартам.
Правда, поправки, увеличивающие компенсации за испорченный перелёт, касаются только международных рейсов.
Пассажирам Монреальская конвенция главным образом интересна тем, что в ней установлены максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — задержку или перенос рейса, повреждение или утрату багажа, нанесение вреда здоровью. Эти суммы гораздо больше выплат, которые можно сегодня получить в России.
Компенсации, определяемые в конвенции, привязаны к искусственному платёжному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырёх валют: доллара, евро, иены и фунта стерлингов. Курс меняется каждый день, и в настоящее время 1 СПЗ колеблется у отметки в 80 рублей.
Авиакомпании стран, ратифицировавших Монреальское соглашение, могут самостоятельно выбирать глубину своей финансовой ответственности, но не ниже установленных лимитов. Поэтому в среднем размер компенсации везде одинаковый.
Так, если перевозчик потерял ваш чемодан, то максимальная сумма, которую можно будет с него получить, равна 1131 СПЗ — это примерно 89 тысяч рублей по нынешнему курсу. Российская же авиакомпания оплатит ущерб из расчёта 600 рублей за килограмм веса утерянного багажа.
За задержку рейса в Европе положена более серьёзная компенсация — ответственность перевозчика ограничивается суммой в 4150 СПЗ, что почти равняется 325 тысячам рублей. А в случае гибели пассажира выплаты родственникам погибшего могут доходить до 100 тысяч СПЗ - это около 8 миллионов рублей.
По мнению законодателей и экспертов, главная цель перехода на международные стандарты ответственности авиакомпаний перед пассажирами — не разорить отечественных перевозчиков огромными суммами компенсаций, а заставить их более ответственно относиться к сервису и безопасности полётов.
Поправки в Воздушный кодекс регулируют не только отношения между пассажиром и перевозчиком, но и сферу воздушных грузоперевозок. В частности, устанавливается возможность оформления накладных и квитанций на груз в электронном виде. Это позволяет авиакомпании отказаться от значительной части бумажного документооборота, что ускоряет движение документов и сокращает расходы на персонал.