За рулем — сухой закон
Следует ли делать порог концентрации алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе, при котором гражданин по закону не считается пьяным, нулевым — слишком противоречив и неоднозначен
Вопрос о том, следует ли делать порог концентрации алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе, при котором гражданин по закону не считается пьяным, нулевым — слишком противоречив и неоднозначен, чтобы делать столь категоричные выводы…
С некоторых пор пьяным за рулем придется попробовать на себе всю силу закона. На них объявляется настоящая охота. Умопомрачительные суммы штрафов, уголовное преследование, изъятие прав — новые поправки в ряд законодательных актов, принятые недавно депутатами Госдумы в первом чтении, максимально суровы. В последнее время трагические сообщения о смертельных случаях на дорогах по вине нетрезвых водителей поступают едва ли не ежедневно. Россия, согласно официальным данным, находится сейчас на третьем месте в мире по числу ДТП, уступая только Украине и Египту. При этом каждое 14-е происшествие в России происходит по вине пьяного водителя. Ежегодно инспекторы ДПС задерживают около миллиона таких нарушителей.
По данным, которые приводит одна из последовательных сторонников идеи ужесточения наказания, председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая, более 2000 граждан ежегодно гибнут по вине пьяных водителей, и свыше 18 тысяч получают разные увечья. «Мы имеем дело с серьезными преступлениями, которые представляют угрозу для жизни и здоровья россиян. Многие из них интересуются, почему за такие преступления небольшая ответственность и отсутствует уголовное наказание?» — задается вопросом депутат.
С другой стороны, следует ли после двух правонарушений «по пьяному делу», причем совершенных после одного бокала пива и задолго до аварии, сажать человека в тюрьму? Так ли уж справедлива норма «нулевого» промилле? Не слишком ли жестоко наказываем? Как-никак, несколько десятков тысяч рублей штрафа для небогатого человека, к тому же не являющегося алкоголиком, а просто оступившегося, — непосильная ноша. Не подстегнут ли такие меры коррупцию в ГИБДД, которая и без того цветет пышным цветом? Как известно, чем выше штрафы, тем выше суммы взяток.
Признаюсь, ранее был скептиком по поводу резкого ужесточения мер в отношении нетрезвых водителей. Но, как говорят, пока жареный петух не клюнет…
С места происшествия скрылся
Удар в задний бампер моего автомобиля, стоявшего на красном сигнале светофора, был настолько сильным и неожиданным, что если бы не ремни безопасности, то пришлось бы головой испытать прочность лобового стекла. Успел только сильнее нажать на тормоза, чтобы не врезаться в машину, стоявшую впереди. Лишь увидев водителя врезавшейся иномарки, понял, в чем дело. Он был пьян, как говорят в таких случаях, в доску. Еле держался на ногах. Говорить с таким невменяемым гражданином было бессмысленно. Пока, отвлекшись, звонил в страховую компанию, в полицию, водитель-выпивоха сумел сообразить, какими могут быть последствия, быстренько вскочил за руль — и был таков. Одним словом, скрылся с места происшествия.
Приехавшие полицейские первым делом сурово спросили «Что же вы его не задержали?», затем выписали штраф на одну тысячу рублей за то, что не выставил позади машины аварийный «треугольник». Вдобавок громко посетовали на мою память, не сохранившую первую букву номера и цифры региона. После этого они бегло осмотрели автомобиль, с хмурым выражением лица выписали справку о ДТП формы №154 и велели прийти через неделю в окружную автоинспекцию — за постановлением. «А вы что, не будете срочно звонить коллегам «по всем постам», чтобы они задержали водителя-алкаша?» — наивно спросил я, логично полагая, что мой вдребезги разбитый бампер ничто по сравнению с возможной бедой. «Разберемся», — махнули рукой гаишники.
Что удивительно, именно в эти дни в Москве проходило «профилактическое мероприятие по массовой проверке водителей на предмет выявления признаков состояния опьянения». Впрочем, мероприятие это, увы, проводилось не в Северо-Восточном округе, где произошла авария, а на территории Юго-Западного, Юго-Восточного, Южного округов столицы, а также в районе Калужского и Киевского шоссе. Так что было не суждено убедиться в неотвратимости наказания. «Мой» нарушитель, видимо, так и не вошел в число задержанных 15 марта в пятницу шестерых человек. К тому же, как выяснилось, их ловили только в вечернее время, а мой случай произошел посреди бела дня. Значит, не повезло: не пойман — не вор.
Спустя неделю, приехав в отделение ГИБДД за постановлением, горько пожалел, что сообщил об автомобильном пьянчуге. Нужную бумагу, оказалось, могут выдать только через месяц, пока не завершится расследование. Нарушителя, как мне объяснили, ищут, на что отводится 30 дней. При этом полицейский пожаловался, что телефон подозреваемого владельца «Хюндай»…не отвечает — такое вот расследование. А без постановления в страховой компании никто отсылать машину на ремонт не будет. При этом в полиции вновь указали на мою «забывчивость», после чего я окончательно почувствовал себя виноватым. Один из сотрудников, видя мое огорченное лицо, посоветовал, — правда, задним числом, — что не следовало сообщать координаты нарушителя. Или сказать, что ударился задним бампером о забор — и никаких хлопот. Дело закрыто — вперед, на ремонт!
Каждый водитель в своей жизни, полагаю, хоть раз попадал в ситуацию, связанную с «пьяным» ДТП. Увы, количество тех, кто находится за рулем в подпитии, в нашей стране не уменьшается. На правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения были приведены цифры, свидетельствующие о значительном увеличении числа такого рода происшествий. Так, в прошедшем году их количество возросло по сравнению с 2011 годом почти на пять процентов (всего 12 843). По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, пьянство за рулем — высшая мера безответственности гражданина, поэтому заслуживает сурового наказания.
Надышать на тридцать тысяч
Подавляющее большинство россиян полностью согласно с этим мнением. По данным недавнего исследования ВЦИОМа, проблему нетрезвых водителей считают «важной» 97 процентов опрошенных. Причем три четверти респондентов утверждают, что вопрос этот не просто серьезен, а «очень серьезен». И лишь 3 процента сочли, что он не слишком существенный. Всего один россиянин из сотни не видит проблемы в пьянстве за рулем. Так что авторам нового законопроекта об ужесточении наказаний для граждан, задержанных за рулем в состоянии алкогольного опьянения, общественная поддержка была гарантирована.
Что касается сути поправок, внесенных Ириной Яровой, то они сводятся по большей части к резкому повышению штрафов для нетрезвых водителей. За управление автомобилем в пьяном виде с правами или без — 30 000 рублей, за передачу своего автомобиля нетрезвому водителю — 10 000 рублей. Если нарушитель будет пойман на таких проступках больше одного раза, то штраф увеличивается до 50 000 рублей.
Но, как говорят в рекламных роликах, это еще не все. Предлагается ввести в Уголовный кодекс России новую статью, по которой пьяных водителей, ранее лишенных водительских прав за аналогичное правонарушение, будут наказывать либо штрафом в 200 тысяч рублей, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами до двух лет, или же арестом на шесть месяцев. Также предусматривается аналогичное наказание для пьяных водителей, вообще не имеющих права управления автомобилем. Вождение в пьяном виде по-прежнему будет наказываться вместе с предлагаемыми штрафами, лишением прав на 1,5-2 года. Таким образом, сумма низшего порога штрафа увеличится в шесть раз: с нынешних 5 тысяч рублей до 30 тысяч.
В пояснительной записке к законопроекту разъясняются причины столь жестких наказаний: «Почти 30 процентов всех пьяных водителей, совершивших ДТП со смертельным исходом, не получают реального срока наказаний, а отсутствие нижней границы сроков для назначения наказания приводит к тому, что почти 60 процентов всех преступников получают незначительные сроки лишения свободы, явно не соответствующие тяжести наступивших последствий».
Кроме того, было предложено резко увеличить наказание для пьяных водителей, ставших виновниками аварии с человеческими жертвами. Отныне за совершение ДТП с одним погибшим их могут наказывать лишением свободы на срок от двух до семи лет (сейчас до семи лет без нижней границы) с лишением водительских прав на три года. За аналогичный проступок, но с двумя и более жертвами, наказание составит от четырех до девяти лет лишения свободы (сейчас до девяти лет также без нижней границы) с лишением прав на три года.
Для всех очевидно, что при таких внушительных штрафных санкциях нужно совершенствовать доказательную базу правонарушения, иначе под горячую руку закона попадут и вполне законопослушные, добросовестные граждане. Законопроект предусматривает фиксировать процесс медицинского освидетельствования на видеорегистратор. За отказ от прохождения такой процедуры помимо лишения прав на срок от полутора до двух лет также предлагается штрафовать на 30 тысяч рублей. Нежелание «дыхнуть» повлечет административный арест на срок до 15 суток или штраф в 30 тысяч рублей — для тех, кто не имел права управлять автомобилем.
Если чуть-чуть, то можно?
При дальнейшем обсуждении документа наибольшие дискуссии вызывало и вызывает положение о нулевом промилле, которое было несколько лет назад введено по инициативе тогдашнего Президента, нынешнего премьер-министра Дмитрия Медведева. По сути, был введен «сухой закон» для автолюбителей и профессионалов. Между тем, наказание для человека, слегка выпившего, и человека, напившегося до положения риз, но севшего за руль, стало одинаковым: и тому, и другому грозит потеря в лучшем случае 30 тысяч рублей.
Общество раскололось на два лагеря: на тех, кто считает допустимым иметь в крови несколько десятых промилле, что, исходя из опыта зарубежных стран, существенно не влияет на рост числа «пьяных» ДТП, и на тех, кто категорически против. По данным опроса, обнародованного ВЦИОМом, две трети опрошенных считают, что нынешний абсолютный ноль опьянения — оптимальный вариант для России, и менять его не нужно. Остальные ратуют за возврат прежней нормы — до 0,2—0,3 промилле. Однако нельзя сбрасывать со счетов, что за нулевой вариант в основном высказываются те, кто не водит машин, — пешеходы.
Разумеется, их количественно больше, и они перевешивают сторонников введения определенной нормы.
По твердому убеждению первого заместителя Председателя Комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова, в законопроекте должен быть прописан уровень минимально допустимой концентрации алкоголя в крови. Депутат сразу же после первого чтения внес соответствующие поправки с «разрешенными промилле» в документ, принятый в первом чтении. Предлагается, в частности, повысить минимально возможное содержание алкоголя в крови при управлении автомашиной до 0,2 промилле.
Многие медики считают, что порог содержания алкоголя просто необходим, так как пройти традиционное медицинское освидетельствование на содержание паров алкоголя в выдыхаемом воздухе раненые в ДТП, находящиеся в бессознательном состоянии, не могут. У них присутствует так называемый эндогенный алкоголь, который участвует в клеточном обмене. К тому же, как говорят медицинские исследования, содержание в крови алкоголя обнаруживается при употреблении некоторых лекарств (0,2-0,5 промилле), кефира (0,1-0,3 промилле), кваса (0,10,4) и других безалкогольных напитков, конфет, жевательной резинки (0,3 промилле). И хотя эти доводы опровергают другие врачи, сам факт такого
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Штрафы
В странах ЕС штраф за нарушение, совершенное в нетрезвом виде, составляет от 1500 до 2000 евро. Самые высокие тарифы в Великобритании — свыше 7000 евро и Дании — примерно 5400 евро. Самые низкие: в Греции, Македонии и Хорватии — от 70 до 1000 евро в зависимости от показаний приборов. Почти во всех странах Европы за сильную степень опьянения у водителя изымают права на 1-5 лет. В Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Чехии права забирают вне зависимости от того, насколько превышена установленная планка. В США штраф может достигать 10 000 долларов, в Японии минимальный штраф составляет 8700 долларов. В Китае «нетрезвые» водители (от 0,2 до 0,8 промилле) заплатят штраф в 80 долларов. «Пьяные», чье содержание алкоголя в крови превышает 0,8 промилле, штрафуются на 300 долларов или отправляются за решетку на 15 суток, или лишаются прав на тришесть месяцев. В Китае относятся строже всего к пьяному вождению. Там за алкогольное ДТП, повлекшее смертельный исход, виновнику грозит расстрел.
Промилле
Всего лишь 27 стран придерживаются сухого закона для водителей.
Кроме России, это Азербайджан, Армения, Венгрия, Италия, Казахстан, Румыния, Саудовская Аравия, Словакия, Украина, Чехия, Япония и др. Остальные — платят. В Албании, например, максимально допустимая доза алкоголя в крови водителя — 0,1 промилле. В Польше, Норвегии, Швеции — 0,2; в Грузии, Индии и Молдове — 0,3; в Литве — 0,4; в Австрии, Болгарии, Германии, Латвии, Сербии, Франции, Южной Корее, Финляндии, Таиланде — 0,5; в Боливии и Эквадоре — 0,7 и в Великобритании, Канаде, Мексике, Новой Зеландии — 0,8 промилле.
расхождения в оценках специалистов заставляет насторожиться.
Другое предложение, пока не нашедшее отражения в документе и связанное с промилле: определять степень наказания в зависимости от количества «граммов». 0,1 промилле — наказание нетяжкое, 02 — пожестче, 0,5 — суровое, а выше — наказание «по полной программе». При этом есть ли промилле, нет ли — нарушение есть нарушение.
Не штрафовать безбожно, а лишать прав
Вышеупомянутый социологический опрос показал, что существует и иной путь наказания. Необязательно взвинчивать штрафы до небес и потом разбираться с гражданами, не сумевшими заплатить денежную сумму, равную трем пенсиям. Куда эффективнее лишать прав любителей сесть за руль в нетрезвом виде на длительное время — в зависимости от степени нарушения. Условно говоря, первый раз — на полгода или год, второй — на три года. При смертельном исходе — забирать водительское удостоверение навечно или вообще конфисковать автомобиль. Тут не исключается и уголовное преследование.
Большинство россиян поддерживает эту идею. Граждане считают, что лучшая мера — это отбирать права на длительный срок. 35 процентов опрошенных одобряют идею конфискации автомобиля. 40 — ратуют за установку алкозамков на машинах, которые просто не позволят нетрезвому шоферу двинуться с места. Законопроект по этому поводу уже подготовлен. Иными словами, предлагается сдвинуться в сторону лишения имущественных прав, нежели напрямую бить по доходам граждан, в той или иной мере незаконопослушных. Это так называемое дифференцированное наказание.
По мнению заместителя Комитета ГД по вопросам собственности Антона Белякова, ранее внесшего свой вариант законопроекта, «сухой закон» для водителей ведет не к борьбе с пьянством, а к наказанию невиновных. Якобы каждый водитель-россиянин может пострадать из-за неточности алкотестера или естественных особенностей своего организма. По данным судебной статистики, приводит цифры депутат, у каждого десятого водителя, лишенного прав за «нетрезвую езду», было до 0,2 промилле алкоголя в крови, то есть он мог незаслуженно пострадать из-за эндогенного алкоголя или погрешности приборов. Законодатель предлагает «установить порогом состояния опьянения наличие абсолютного этилового спирта в концентрации 0,2 и более грамма на один литр крови или 0,1 и более миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха». Раньше, как известно, порог содержания алкоголя в крови, отмененный в 2010 году, составлял 0,3 грамма, а в выдыхаемом воздухе — 0,15 миллиграмма.
Обсуждение поправок в первом чтении показало, что по итогам второго чтения в документе ожидаются большие изменения. Слишком разноречивы суждения депутатов, которые почти единодушно готовы ужесточить законодательство в отношении пьяных за рулем, но расходятся по вопросу промилле. Не случайно ранее в Госдуму поступило целых четыре проекта закона: от парламентских фракций «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и от Сахалинской областной думы. «Страдать будут в основном те, у кого 0,2 промилле или 0,3 промилле, то есть добропорядочные граждане», — уверен член Комитета ГД по жилищной политике и ЖКХ Андрей Руденко.
Его коллега, председатель Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов тоже убежден, что прошедший первое чтение законопроект бьет по всем водителям, так как пока не решен вопрос, что есть «состояние опьянения». Нельзя воспринимать наличие нормы минимально допустимого для вождения автомобиля содержания алкоголя в организме как разрешение на принятие спиртного перед управлением транспортным средством. Скорее это необходимо для того, чтобы устранить спорные ситуации на дорогах, например, при определении степени вины водителей в случае ДТП.
Промилле — стимул к пьянству?
Председатель Комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, наоборот, считает, что введение в РФ так называемого «нулевого» промилле однозначно снизит и уже снизило пьянство за рулем. «После стакана кефира промилле нет», — утверждает он. По его словам, стоит только разрешить норму, как люди начнут нарушать правило, так как «остановиться на одном бокале вина невозможно». По мнению Ирины Яровой, возврат промилле «противоречит интересам общественной безопасности и, более того, вскрывает в себе серьезную угрозу, так как фактически призывает к пьянству за рулем».
На эту тему, станет ли «поддатых» водителей меньше или нет, можно спорить бесконечно долго. Очевидно, что резкое ужесточение ответственности водителей за вождение под градусом, полный запрет на содержание алкоголя в организме дают еще больший простор для расцвета коррупции. В этом надо отдавать себе полный отчет. Недобросовестные сотрудники ДПС и врачи, составляющие протоколы и акты медицинского освидетельствования, могут быть довольны: для них открывается широкое «поле деятельности». Возможностей для злоупотребления своими полномочиями хоть пруд пруди.
Стоит лишь «в случае необходимости» подтасовать показания алко-тестера или внести заведомо ложные данные в протокол и акт освидетельствования, или просто пошантажировать напуганного водителя — огромные деньги рекой поплывут. Необязательно и подтасовывать. У некоторых алкотестеров, как утверждают специалисты, очень большая погрешность — бывает, вплоть до 0,03-004 промилле. У любого водителя с такими показаниями прибора тут же можно отбирать права, а ехать в наркологию и тем более в суд — себе дороже.
Понятно, что садиться за руль в состоянии опьянения недопустимо. За это надо наказывать предельно жестко, так как речь идет о жизни людей. Ведь в моем случае стоило нарушителю въехать в стоявшую на светофоре машину не сзади, а, скажем, в дверь со стороны водителя и во время движения, то пришлось бы меня «вырезать» из автомобиля. Перспектива, прямо скажем, очень грустная. Правительство уже внесло в Госдуму законопроект, предлагающий признать отягчающим обстоятельством при совершении любого уголовного преступления состояние алкогольного и наркотического опьянения.
Но вот вопрос о том, следует ли делать порог концентрации алкоголя в крови и выдыхаемом воздухе, при котором гражданин по закону не считается пьяным, нулевым — слишком противоречив и неоднозначен, чтобы делать столь категоричные выводы. Скорее всего, депутаты найдут компромиссное решение, которое устроит общество.
Николай ЛАШКЕВИЧ