За поджог травы предложено отбирать землю
Повышение ответственности собственников сельхозугодий снизит риск возникновения пожаров, считают парламентарии
В большинстве регионов начался пожароопасный сезон — в Рослесхозе уже предупредили граждан, что в этом году период возгораний будет тяжёлым. Причины пожаров, как правило, вызваны человеческим фактором — причём речь идёт не только о неосторожном обращении с огнём, но и о так называемых поджогах под присмотром, когда фермеры, готовясь к посевным работам, намеренно жгут траву на землях сельхозназначения. Поставить барьер таким «контролируемым» выжиганиям призван законопроект, внесённый на рассмотрение Госдумы группой депутатов и сенаторов.
Безопасность обеспечат не только в лесах, но и в степях
Если в 2016 году сотрудники МЧС зарегистрировали 73 тысячи случаев возгорания сухостоя, то год спустя — уже 80 тысяч, причём число поджогов, только по официальным данным, за год выросло на 20 процентов.
«К примеру, в Астраханской области весной 2016 года был зафиксирован 271 случай возгорания сухой растительности, весной 2017 года — 372, в прошлом году — 483, а за две недели марта 2019 года таких случаев было 399, — рассказал в пресс-центре «Парламентской газеты» член Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов автор законопроекта Олег Шеин. — Очевидно, что существующее законодательное регулирование недостаточно, иначе не было бы динамики роста». До половины всех лесных пожаров происходит из-за переноса возгорания со степной полосы в лесной фонд, продолжил депутат.
При этом действующим противопожарным законодательством понятия «ландшафтный пожар», «лесной пожар» и «природный пожар» не определены — иными словами, пожарная безопасность на землях сельхозназначения на уровне федерального законодательства должным образом не регулируется. Именно поэтому Олег Шеин, депутат Анатолий Грешневиков и сенаторы Ирина Гехт, Александр Башкин и Геннадий Орденов разработали законопроект, который вводит термин «ландшафтные пожары» (чтобы законодательство регулировало безопасность не только в лесах, но и в степях), а также предусматривает ответственность для землепользователей, не выполняющих противопожарные мероприятия.
«Под определение ландшафтных пожаров попадут пожары, происходящие на землях сельхозназначения, сопряжённые с горением сухой травянистой растительности, — пояснил директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России — главный госинспектор РФ по пожарному надзору Ринат Еникеев. - В том числе и пожары, повлекшие обстоятельства, за которые предусмотрена административная или уголовная ответственность». Сегодня за нарушение особого противопожарного режима предусмотрены штрафы в размере до пяти тысяч рублей для граждан, до 40 тысяч рублей для должностных лиц и до миллиона — для юридических.
Законопроект, подготовленный парламентариями, штрафов пока не предусматривает, отметил Шеин: для начала нужно ввести понятийный аппарат. «Если законопроект будет принят, отдельно можно будет рассмотреть закон о штрафах», — указал он. Сейчас законодатели предлагают внести изменения в Земельный кодекс, закрепляющие за землепользователями обязанность выполнять противопожарные мероприятия по охране земель. То есть фермеры будут обязаны своевременно удалять остатки прошлогодней растительности с сельхозугодий. Одной из санкций за невыполнение требований может стать принудительное изъятие земельных участков у недобросовестных владельцев.
Ранее об усилении ответственности за поджог сухой травы говорила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Может быть, нужно запретить нормативными актами поджог сухой травы, если это привело к лесным пожарам», — сказала спикеру на встрече сенаторов с главой Минприроды Дмитрием Кобылкиным.
Документ может быть рассмотрен в весеннюю сессию
При рассмотрении законопроекта в Госдуме депутатам стоит обратить внимание на нюансы реализации норм закона об обороте земель сельхозназначения в разных регионах страны, считает член думского Комитета по аграрным вопросам Алексей Ситников. Дело в том, что в Центральной России до 70 процентов таких земель просто не используется. Принудительное изъятие предусматривает их передачу в собственность муниципального образования. «Вместе с собственностью к муниципалам перейдёт обязанность обрабатывать эти участки и обеспечивать нормы противопожарной безопасности. Но муниципальные образования не имеют права потратить ни копейки на обработку таких земель», — напомнил Ситников.
С принятием закона риски могут возникнуть и в южных регионах, где земля является реальным рыночным инструментом: недобросовестные граждане могут умышленно совершить поджог, у фермера изымут землю, после чего на аукционе её выкупит какой-нибудь агрохолдинг. «Поэтому надо очень внимательно рассмотреть последствия правоприменительной практики», — сказал депутат.
Чтобы этого не происходило, вице-президент Ассоциации крестьянских и сельскохозяйственных кооперативов России Ольга Башмачникова предлагает формировать комиссии, которые будут рассматривать причину возникновения пожаров на землях сельхозназначения. «Причём в эти комиссии должны входить представители общественных организаций и общественные старосты», — считает эксперт.
Однако все специалисты сходятся во мнении, что проблему умышленного выжигания травы фермерами пора решать. Сейчас аграрии прибегают к этому методу перед проведением посевных работ — просто потому, что избавиться от растительности на землях сельхозназначения намного дешевле, если её сжечь, а не применять специальную технику, отметила Башмачникова.
Разработчики законопроекта готовы к дискуссии, заверил Олег Шеин. «Что касается нормы об изъятии земель, нужно понимать: если ты извлекаешь коммерческую прибыль из земли, недопустимо в этих целях сжигать эту землю, уничтожая её геологическое разнообразие», — отметил парламентарий. Он напомнил, что уже сегодня по действующему законодательству участок может быть изъят у собственника в судебном порядке в случае, если земля используется с нарушением требований законодательства, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почвы или причинение вреда окружающей среде. «Мы же предлагаем внести уточнение в уже действующую норму: включить требование о предотвращении ландшафтных пожаров», — пояснил законодатель.
По его словам, обсуждение законопроекта продолжится в Госдуме в мае — июне — документ может быть рассмотрен в первом чтении в весеннюю сессию.
Ещё материалы: Анатолий Грешневиков , Ирина Гехт, Александр Башкин , Геннадий Орденов