Пленарное заседание Государственной Думы

00:00Госдума рассмотрит проект федерального бюджета во втором чтении

За что пили и о чем пели за столом военные корреспонденты Великой Отечественной

Уроки журналистики от Константина Симонова, Ильи Сельвинского, Евгения Халдея и Леонида Яблонского

19.04.2024 00:00

Автор: Александр Мащенко

За что пили и о чем пели за столом военные корреспонденты Великой Отечественной
  © Анатолий Егоров / РИА Новости

«Так выпьем за победу, за свою газету, а не доживем, мой дорогой, кто-нибудь услышит, снимет и напишет, кто-нибудь помянет нас с тобой», — поется в «Корреспондентской застольной» песне, написанной в 1943 году композитором Матвеем Блантером на стихи Константина Симонова. За что еще пили и о чем еще пели военкоры Великой Отечественной? Что увидели в освобожденной Керчи Илья Сельвинский и Леонид Яблонский, а в освобожденном Севастополе Евгений Халдей? Было ли страшно на войне Юрию Бондареву и Юлии Друниной? Ответы на эти и другие вопросы узнают за своим круглым столом крымские журналисты, ученые, преподаватели и студенты.

За 35 дней вместо восьми лет

Восемьдесят лет назад, в апреле 1944 года, Красная армия прижала фашистов к Черному морю. В ходе наступательной операции Четвертого украинского фронта под командованием генерала армии Федора Толбухина уже был освобожден весь полуостров, кроме Севастополя. Однако загнанный в юго-западный угол Крыма враг собирался биться до последнего. Гитлеровцы называли легендарный город самой мощной крепостью в мире и хвастались, что могут оборонять ее не восемь месяцев, как Красная армия в 1941—1942 годах, а восемь лет!

Гитлер отправил в отставку командующего фашистскими войсками в Крыму генерала Эрвина Йенеке и назначил на его место генерала Карла Альмендингера. «Я получил приказ защищать каждую пядь севастопольского плацдарма. Его значение вы понимаете. Ни одно имя в России не произносится с большим благоговением, чем Севастополь. Я требую, чтобы все оборонялись в полном смысле этого слова, чтобы никто не отходил, удерживал бы каждую траншею, каждую воронку, каждый окоп», — обратился новый командующий к своим солдатам.

«Гитлер настаивал на удержании Крыма, потому что это имело для него принципиальное политическое и стратегическое значение: фюрер опасался, что после потери полуострова, с одной стороны, окажутся под ударами нефтепромыслы в Румынии, а с другой, Турция, поняв, куда склонилась чаша весов, вступит в войну на стороне Антигитлеровской коалиции», — объяснил «Парламентской газете» директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.

Однако удержать полуостров фашистам было не по силам. Крымская наступательная операция вошла в историю как одна из самых успешных для Красной армии. 9 мая наши войска освободили Севастополь, а к 12 мая полностью очистили полуостров от оккупантов — для этого понадобилось не восемь лет и не восемь месяцев, а всего 35 дней.

Что положено ветерану МВД и как этот статус получить

Снова жизнь!

В эти дни в Крыму проходят памятные мероприятия, приуроченные к восьмидесятилетию освобождения. Среди них — круглый стол «Великая Отечественная война в журналистике, публицистике, культуре», который состоится 18 апреля в Крымском федеральном университете имени Владимира Вернадского. Его главными героями станут писатели и военные корреспонденты, благодаря которым мы знаем правду о самой страшной войне в истории человечества.

Освобождение Керчи 11 апреля 1944 года. © Евгений Халдей / РИА Новости

Среди тех, кто запечатлел историю освобождения полуострова, легендарный советский фотокорреспондент, автор, пожалуй, самого знаменитого снимка той войны — «Знамя Победы над Рейхстагом» — Евгений Халдей. Вот они, его кадры, сделанные в апреле и мае 1944-го в Крыму: «На весенних дорогах», «Партизаны у могилы боевого товарища», «Жители Симферополя прощаются с артистами городского театра — членами подпольной группы, расстрелянной фашистами», «Бахчисарай. Местные жители встречают партизан», «Руины Севастополя», «Встреча на корабле», «Зенитчики на Историческом бульваре»…

Фотография, сделанная в последний день Крымской наступательной операции, — 12 мая 1944 года. Гора из сотен немецких касок на мысе Херсонес — последнем плацдарме фашистов на крымской земле с подписью: «Так заканчиваются войны».

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

Еще одна пронзительная работа «Снова жизнь! Севастополь. Май 1944 года» — улыбающиеся люди загорают на фоне разрушенного города-героя. После войны ее долго не публиковали по цензурным соображениям, и зря. Как зря вымарали из текста «Корреспондентской застольной» Константина Симонова строчки: «Жив ты или помер, главное, чтоб в номер материал успел ты передать». И еще: «Помянуть нам впору мертвых репортеров. Стал могилой Киев им и Крым. Хоть они порою были и герои, не поставят памятника им».

Разрушения в Севастополе. © Евгений Халдей/ТАСС

Время расставило всех по местам

Слава богу, время расставило все по местам, вернув нам эти шедевры военной журналистики и литературы. Каждый кадр Халдея и Яблонского, каждая строчка Симонова и Сельвинского принадлежат истории Великой Отечественной войны и истории России. На их работах учатся современные военкоры и будущие военкоры — студенты.

«Мы реализуем большую научно-образовательную программу, посвященную Великой Отечественной войне, — рассказала заведующая кафедрой журналистики и медиакоммуникаций Диана Первых. — Открыли Зал славы крымской журналистики, в который вошли знаменитые советские военкоры Константин Симонов, Илья Сельвинский, Евгений Халдей, Леонид Яблонский, записываем цикл видеолекций по истории российской военной журналистики, героями которого наряду с упомянутыми выше репортерами станут Алексей Толстой, Михаил Шолохов, Илья Эренбург, Константин Паустовский, работаем над монографией по истории крымской журналистики и энциклопедией крымской журналистики».

Диана Первых. © пресс-служба КФУ им. В.И. Вернадского

Жизнь и творчество этих людей должны быть примерами для нынешних студентов, на долю которых тоже выпали драматические судьбоносные события в истории Крыма и России, считает Первых.

Среди тем, которые окажутся в центре дискуссии за круглым столом, также творчество военных писателей — юбиляров этого года. 15 марта мы отметили столетие со дня рождения Юрия Бондарева, а 10 мая исполнится сто лет со дня рождения Юлии Друниной.

Участники, среди которых обязательно будет много студентов, узнают, как работали в годы войны газета «Красный Крым» и крымское радио, об искусстве военного плаката, жанровой специфике современной военной документальной драмы и о многом другом.

Будущие журналисты в Зале славы крымской журналистики. © Александр Мащенко

Кто входит в Зал славы крымской журналистики

Лев Толстой, Исмаил Гаспринский, Константин Симонов, Евгений Халдей, Илья Сельвинский, Леонид Яблонский, Константин Макаров, Владимир Бобашинский, Константин Дудченко, Владимир Мелащенко, Гарринальд Немировский, Григорий Иоффе.

На заметку

В музее Ильи Сельвинского в Симферополе открылась выставка «Я это видел…», посвященная военному творчеству писателя и журналиста. В экспозиции представлены личные вещи, документы, фотографии, дневники, письма, газеты, в которых работал классик.

Кстати

Несколько дней назад на севере Крыма, в селе Перекоп, установили памятник командующему Четвертым Украинским фронтом Федору Толбухину.

Читайте также:

• В Крыму построят новый музейно-выставочный комплекс и отремонтируют военные памятники • Полотна Айвазовского в Феодосии предстали в новом свете