Все о пенсиях в России

16.12.2024Депутат Бессараб: Средняя пенсия по старости вырастет почти до 25 тысяч рублей

14.12.2024В Госдуму внесут законопроект о ежегодной выплате 13-й пенсии ко дню рождения

12.12.2024Права жителей Коми на досрочную пенсию предложили расширить

Юрий Костин: Через десять лет радио будет играть из каждого утюга

Голоса ведущих создаст искусственный интеллект, а хорошо забытое старое снова завоюет эфир: рассказываем о будущем и настоящем радио

07.05.2024 00:00

Автор: Елена Балабаева

Юрий Костин: Через десять лет радио будет играть из каждого утюга
Юрий Костин. © из личного архива Юрия Костина

В России 7 мая отмечают День радио: в 1895 году в этот день изобретатель Александр Попов продемонстрировал первое в мире радиоустройство. Радиоприемники уходят в прошлое, их сменяют умные колонки, но радио остается и приспосабливается к жизни в эпоху интернета: сейчас его слушает каждый пятый россиянин. Нужны ли радио дипфейки, сложно ли открыть свою радиостанцию и что влияет на популярность музыкальных исполнителей, нашему изданию рассказал вице-президент Российской академии радио, президент Российской национальной музыкальной премии «Виктория», президент ГПМ Радио Юрий Костин.

- Юрий Алексеевич, какие позиции у радио сегодня: это по-прежнему одно из ведущих СМИ или скорее развлекательный ресурс?

- И то и другое. Потенциал радио в информировании слушателей по-прежнему высок, ведь у него очень большой территориальный и количественный охват. Разница между радио и интернетом в том, что один клик на сайте не гарантирует просмотра всего контента, а вот радио люди слушают фоном и долго. Главное место прослушивания — автомобиль, хотя с появлением умных колонок радио вернулось в дома. Слушают радиостанции и с телефонов: приложения дают возможность связаться со студией, проголосовать, послушать субформаты.

Мы беседуем в момент, когда радио находится в своей лучшей форме за последние пятнадцать лет. Об этом говорят и цифры рекламного рынка: это голосование бизнес-сообщества за радио деньгами. В 2023 году впервые в истории рекламный рынок радио достиг 20,2 миллиарда рублей, что на 32 процента выше, чем в 2022 году. Это общие показатели вместе с интернет-рекламой. Реклама непосредственно на радио составила 19,5 миллиарда рублей из них и тоже прибавила в объемах. А ведь еще несколько лет назад радио прочили скорую кончину, но подобные предсказания на моей памяти делают уже лет двадцать.

Объективная причина стабильности радио — в высоком творческом уровне и профессионализме организации всех процессов, а также в самой живучести радио. Отрасль инвестирует много денег в таланты, утренние и вечерние шоу, музыкальное тестирование. Программирование музыкального полотна происходит на основе исследования аудитории, а также за счет работы команд талантов. Здесь важны и профессионализм, и бюджет.

- Кто сейчас слушает радио?

- Сейчас ежемесячный охват радио составляет свыше 55 миллионов человек. Ежедневно радио у нас слушают около 54 процентов населения.

Аудитория становится старше, и в сегменте 35+ людей, слушающих радиостанции, намного больше. Казалось бы, молодые люди уже вообще не должны слушать радио, для них существуют другие платформы. Но от радио никуда не деться, оно играет в помещениях и машинах, и в итоге в аудиторию вовлечена и молодежь. Чтобы сохранить ее интерес, мы идем в интернет и создаем новые сервисы, в будущем — рекомендательные, которые сделают подборки по вашему вкусу. Можно слушать музыку одного жанра, или только трафик, или только шоу.

- Какие преимущества могут быть у радио в эпоху стримингов и может ли оно конкурировать с интернет-ресурсами?

- Появление интернета несколько снизило длительность прослушивания эфира. Но радио — это собеседник, который находится с тобой здесь и сейчас, это ваш сосед, друг и массовый телефон доверия. Радио моментально реагирует на массовые человеческие эмоции и актуальные потребности в коллективных переживаниях. Когда происходят общественно важные события, за поддержкой обращаются именно к нам. Есть хорошие примеры: во время Олимпиады в Сочи у нас выходило утреннее шоу «Победа». Мы как знали: Россия тогда действительно завоевала рекордное количество медалей.

Когда случаются трагедии или теракты, радио очень быстро реагирует, интуитивно понимая отношение аудитории к контенту. Мы убираем неуместные в таких ситуациях программы и музыку из эфира. Меняется тональность обращения к аудитории, слушатели вовлекаются в обсуждение актуальных тем. Для комедийных радиостанций это сложные периоды, но мы уже научились программировать эфир, чтобы аудиторию ничего не раздражало. Тут вопрос не только в корректировке эфира в части временного запрета на излишнее веселье и не в темпе музыки, внимание уделяется и текстам. Пока еще никакой искусственный интеллект не способен этого сделать, потому что для него не существует ни зла, ни добра. А для радио существует. И самое главное: интернет для нас — это в первую очередь новые возможности доставки высокопрофессиональных программ аудитории.

- Радиоприемники в квартирах уже редкость, их заменяют умные устройства. Какие сложности у интеграции радио с ними?

- Российская академия радио создала ассоциацию «Индустриальный радиоплеер». Радиостанции консолидированно работают с агрегаторами, в том числе и с Яндексом, с VK. Так мы обеспечиваем не только присутствие радио в умных устройствах, но и возможность по голосовой команде включить ту или иную радиостанцию исходя из географического положения слушателя и паритетного представительства всех радиостанций на платформе. Если вы находитесь в Екатеринбурге и просите Алису включить «Авторадио», вы услышите вещание именно «Авторадио» в Екатеринбурге, городские новости и информацию о местных пробках, ведь бессмысленно рассказывать о пробках в столице. Это один из ярких примеров объединения индустрии ради развития радио в целом и на благо всей аудитории.

- Сложно ли открыть свою радиостанцию? Как получить частоту и хватает ли их на всех?

- Частоты рассчитывают по определенным правилам, этим занимаются специальные структуры, отвечающие за разработку и выделение радиочастот. А федеральная конкурсная комиссия в Роскомнадзоре ежемесячно выдает частоты для телерадиовещания на конкурсной основе. Желающие их получить участвуют в непростой конкурентной борьбе. Частоты — государственный ресурс, лицензии на радиовещание выдают организациям на определенный срок. Комиссия учтет историю вещателя, необходимость появления бренда в регионе, социальную значимость продукта и другие факторы. Частоты разыгрывают в основном в регионах: в Москве и Санкт-Петербурге свободных частот на данный момент нет. Ресурс ограничен, так как определенные частоты используют ведомства и министерства, телевидение, и нарушать этот спектр нельзя.

Сейчас создать радиостанцию с нуля очень сложно, ведь необходимо придумать нечто такое, что вызовет интерес не только комиссии, но и инвесторов. Да и с точки зрения бизнеса совсем новый проект, каким бы гениальным он ни был, чаще всего ожидает неудача или длительный процесс становления бренда: чтобы завоевать любовь аудитории, нужны годы. Такое могут позволить себе только крупные игроки, которые за счет существующих успешных проектов финансируют и творчески развивают новые.

Кроме того, радио — загадка, которую непрофессионалу невозможно разгадать. Бывает, что вы не найдете между двумя радиостанциями больших отличий в эфирном наполнении, но первая будет номером один, а вторая — номером двадцать в рейтинге. Конечно, время имеет большое значение: сколько то или иное радио находится в эфире, — но это далеко не всегда обеспечивает популярность. Нужно постоянно двигаться, корректировать эфир, иногда все менять кардинально, осуществлять ребрендинг и прочее. В эфире должна ежедневно пульсировать кровь. И еще: первым и любимым народом стать можно, только если ты сам умеешь сострадать, радоваться, вдохновлять и вдохновляться, вести за собой, уважать свою страну и свою аудиторию.

- Нужна ли специальная подготовка ведущих и как оценивают главное — голос? Каким должен быть человек, которого мы слышим в эфире?

- Он должен быть грамотным и знать русский язык. Ошибки очень сильно раздражают и слушателей, и тех, кто управляет эфиром. Раньше, в 90-е, когда мы только начинали, на радио мог прийти кто угодно. Приходили люди и совсем без опыта, но с харизмой или хорошей дикцией. И все они говорили на правильном русском языке.

Для ведущего важны приятный тембр, умение собраться в неожиданных ситуациях при живых звонках, интонационно подать новости: весело или не очень. Этому научить можно, но талант и любовь к профессии ничем не заменить. Люди, которые приходят к нам с базовыми данными, проходят стажировку и растут за счет собственного таланта. Император Петр I говорил: «Скоро за талант буду графьями жаловать», — вот и на всех ключевых радиостанциях с ведущими дело обстоит примерно так же.

- По каким причинам песни не могут попасть в эфир радиостанции?

- Если они не соответствуют концепции. Например, радио ориентировано на молодых слушателей или наоборот, ядром аудитории являются люди старшего возраста. Есть очевидные ограничения по жанрам. Песни не должны вызывать в людях агрессию, рознь по какому-либо признаку, в них не может содержаться ненормативная лексика. Даже, если бы законом ее использование было разрешено, что трудно себе представить, у тех, кто занимается программированием эфира, а за этим следит и генеральный директор и генеральный продюсер, и в мыслях не было бы делать что-то такое, за что потом было бы стыдно. Есть внутренний цензор, который не дает делать то, что неуместно. Еще надо работать с пониманием, в какой обстановке живет страна, чувствовать свою аудиторию. А вот решения о непосредственной постановке произведения в эфир принимает «худсовет», музыкальное совещание, и его решения обязательны даже для топ-менеджмента.

- Какие запреты установлены на использование радио? Например, могу ли я включить «Авторадио» для посетителей своего салона красоты?

- Вы можете включить радио или музыку где угодно, но существует законодательство об авторском праве. Российское авторское общество регулирует публичное исполнение музыкальных произведений. Если бар или ресторан включают песни, в том числе и звучащие на радио, они должны заключить договор с РАО, и все проблемы будут решены. Большинство заведений так и делают.

- Применяют ли на радио искусственный интеллект и чат-боты? Может, мы уже в эфирах слышим синтезированные ИИ голоса, которые читают погоду или новости?

- Пока такого нет, но это дело времени. Искусственный интеллект будет все больше проникать на радио. На конференции Российской академии радио в конце 2023 года мы рассматривали различные кейсы использования ИИ. Сейчас, например, разрабатывают возможность, которая позволит людям подобрать себе тот голос ведущего, который он хочет слышать в эфире. Система синтезирует этот голос для слушателя автоматически. Это как в навигаторах, где мы выбираем голос, интересный для себя. В будущем появится и возможность слышать индивидуальные подборки исходя из многих характеристик и предпочтений потенциального слушателя.

Что это будет означать для традиционного радио, мы пока не знаем, на каких технологических платформах это будет возможно, но нам, судя по всему, необходимо возглавить этот процесс и не упустить время. В 2019 году, например, наш фестиваль «Дискотека 80-х» вела голосовой помощник Алиса, это был первый виртуальный ведущий концертного массового мероприятия.

- Она справилась?

- Да, у нее получилось, и это было инновационно и забавно. Фестиваль был ностальгический, музыка не новая, но мы сделали современную сценографию и использовали восходящую тогда звезду — Алису. Аудитория эту задумку восприняла хорошо.

- Дипфейки не обошли и радио: дикторы, чьи голоса использовали без их согласия с помощью ИИ, обратились с жалобой к сенаторам. Как с этим бороться?

- Никак. Конечно, проблему будут решать законодательно, но технология уже распространилась, и ее может использовать кто угодно. Общество будет сталкиваться с дипфейками все чаще, и мы даже представить пока не можем, к чему это приведет. В обществе уже появились идеи, которые, мягко говоря, довольно спорные.

Предложения о создании аватаров, которые будут существовать в Сети после ухода человека из жизни, у меня вызывают дрожь. И этот тренд существует во всем мире, не только в нашей стране. Еще в начале 2000-х годов человечество приблизилось в своих возможностях к божественным, как они понимались людьми прошлых столетий. А ведь по своей сути люди остались такими же, как при Юлии Цезаре. Я не могу ответить однозначно на вопрос, готовы ли современные люди, исходя из нынешнего уровня духовного развития человечества, к таким прорывным технологиям. Возможно, эти слова говорили и до меня, например когда появилось телевидение. Многое зависит от того, кто использует доступные человеку средства. Искусственный интеллект в руках подлеца — как автомат Калашникова, но он же может оказаться и в руках защитника и борца за правое дело.

- А могут ли дипфейки использовать сами радиостанции? Например, создать современную песню голосом советского артиста?

- Для современной молодежи голос Муслима Магомаева или Майи Кристалинской мало что значат. Хотя это тема отдельного разговора… А людям старшего поколения их песни в новом исполнении не нужны, им нравится именно то звучание, которое было. Попытка воссоздать на сцене с помощью голограммы образ Майкла Джексона была на одном из наших фестивалей еще лет восемнадцать назад. Это выглядело неестественно и ненужно. Человек жил, он оставил свой след, записи, и этого достаточно.

Для тех, кто еще помнит Джо Дассена, будет дико видеть его образ воспроизведенным на сцене. Нужен ли нам этот фейк? Лучше и честнее сделать иначе: когда Тото Кутуньо пел песню «Бабье лето», на экране в записи вместе с ним пел Дассен. В воссоздании есть степень вседозволенности, оно словно приуменьшает ценность человеческой жизни и вклад живого артиста в культуру. Пусть исполнители останутся в нашей памяти, а их место занимают новые люди.

Кстати, с советскими песнями отдельная история: я считаю, что они вновь должны появиться в нашем массовом музыкальном пространстве. Мы должны слышать их системно, а не только в программах по случаю юбилеев артистов, должны детям передать этот кладезь профессионализма и прекрасной поэзии. Можно эти песни заново перепеть: музыка должна продолжать жить в новых прочтениях.

- Как изменилось музыкальное наполнение российского эфира?

- Появляются новые артисты, которые здорово работают, у них классные аранжировки. Эфир очень сильно обновился за последние годы. Большинству представителей взрослых поколений имена новых звезд не скажут ничего, но, поверьте, среди них есть очень достойные. Есть артисты и авторы, которые на сцене давно, а актуальны всегда и сейчас создают качественную музыку и стихи, — такие как Леонид Агутин или Игорь Матвиенко, Игорь Крутой, Владимир Пресняков. Николай Расторгуев много лет на сцене, но все равно продолжает удивлять, Лариса Долина обладает уникальными голосовыми данными, и кажется, что ей до сих пор 20 лет. «Руки вверх» собирают тысячные стадионы, до сих пор на коне Юрий Антонов, чью новую песню превосходно приняла публика. Лев Лещенко до сих пор своей харизмой ставит на уши любую площадку.

А есть артисты, которые давно существуют в ретросреде, но вдруг снова становятся актуальными, такие как Катя Лель или Алексей Глызин. Я радуюсь, когда исполнители возвращаются: они словно молодеют. И являют собой пример для новых поколений артистов, потому что песни, которые спустя несколько десятилетий все еще слушают, — это очень сильный показатель их уровня.

- Может ли радио решать социальные проблемы? Например, в здравоохранении просвещать людей, как определять симптомы инсульта и других заболеваний?

- В своих рубриках об этом говорят все радиостанции с информационным контентом, врачи приходят в утренние и вечерние шоу, дают комментарии. Очень много программ шло во время пандемии коронавируса. Но все это точечные моменты. Возможно, сейчас востребовано и появление отдельного канала, потому что люди все больше понимают ценность своей жизни и здоровья. Звучит много психологических советов, как спасти отношения, но нет советов, как спасти человека, и я об этом тоже размышлял.

Радио в любом случае играет социальную роль, потому что музыка меняет жизнь к лучшему, помогает улучшить настроение, заставить улыбнуться, радио оперативно информирует и очень активно и искренне откликается на потребности общества.

- Ваш прогноз: каким будет радио через десять лет?

- Первое — радио будет. Оно станет высокотехнологичным, будет присутствовать на всех платформах и распространяться с помощью всех возможных и релевантных для него технологий, о которых мы, возможно, еще и не знаем, будет играть буквально из каждого утюга. Радио будет использовать искусственный интеллект, хотим мы того или нет. Но, самое главное, радио сохранит свой уникальный творческий потенциал, его конкурентоспособность будет оставаться на высочайшем уровне.

Вероятно, появится больше нишевых уникальных форматов, пусть и с небольшой аудиторией. Будущее — за брендами, и все субформаты, проекты, эфирные и внеэфирные, будут создавать под их эгидой. Радиостанции сохранят свой серьезный охват, но, возможно, продолжится потеря молодежной аудитории, что опять же не факт. С точки зрения бизнеса останутся несколько крупных игроков, которые и будут контролировать рынок, — это необходимо для выживания самой индустрии.

У радио есть будущее, потому что оно способно привлекать таланты. В конце концов, у людей есть уши, поэтому радио вечно. И если мы не потеряем свою креативность, мы и через десять лет останемся не только заметным, но и необходимым элементом медийного пространства. Пользуясь случаем, поздравляю всех своих коллег с нашим профессиональным праздником!

Читайте также:

• Депутат Антон Немкин рассказал, как остановить распространение дипфейков • О дипфейках предложили написать статью в Гражданском кодексе